ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА УРОКАХ СОЛЬФЕДЖИО И МУЗЫКАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В ДЕТСКОЙ ШКОЛЕ ИСКУССТВ.

  1. Материалы для учителя
  2. Воспитательная работа

Автор материала: САННИКОВА ИРИНА ВЛАДИМИРОВНА

Содержимое документа:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Павловская детская школа искусств






МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА



Дидактические игры

на уроке

сольфеджио и музыкальной литературы в ДШИ.


преподаватель теоретических дисциплин

МБУДО «Павловская детская школа искусств»

Санникова И.В.






р.п. Павловка

2017 год.

СОДЕРЖАНИЕ.


1.Введение.


2. Игровая деятельность учащихся.


2.1.Теоретические основы игровой деятельности детей.

2.2.Роль музыкально-дидактической игры в процессе обучения .


3.Практический опыт применения дидактических игр на уроке сольфеджио и музыкальной литературы .


4.Заключение.

5. Использование методической литературы на уроке сольфеджио или музыкальной литературы .

6.Список литературы.
















ВВЕДЕНИЕ.


Игра - это искра, зажигающая огонёк
пытливости и любознательности
Васи́лий Алекса́ндрович Сухомли́нский

(выдающийся советский педагог-новатор, писатель. )


Разные подходы к детской игре отражены во многих работах.

Несмотря на то, что игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте, значимость ее не снижается и у детей школьного возраста.

Лев Семёнович Выготский (советский психолог) отмечал, что в школьном возрасте игра и занятия, игра и труд образуют два основных русла, по которым протекает деятельность школьников.  Он видел в игре неиссякаемый источник развития личности, сферу определяющую «зону ближайшего развития».

Игра вводит ребёнка в жизнь, в общение с окружающими, с природой, способствует приобретению знаний. Она всегда имеет определённую цель. В музыкальных играх этой целью является развитие интеллекта, чувства ритма и такта, памяти, музыкального слуха, голоса, самой творческой деятельности ребёнка.

Тема эта актуальна, потому что в наше время всё больше внимания в научной литературе уделяется использованию игры в целях повышения эффективности учебного процесса, но далеко не все педагоги используют её в обучении. Урок немыслим без творчества, разнообразия игр, применения современных технологий.

Цель:

Определить роль и место музыкально-дидактической игры на уроке сольфеджио и музыкальной литературы ;

Задачи:

Раскрыть понятие «игры»;

Рассмотреть классификацию игровых технологий;

Рассмотреть использование игры в качестве метода обучения на уроке сольфеджио и музыкальной литературы ;

Проанализировать процесс использования игровых технологий на уроке сольфеджио и музыкальной литературы ;

Обосновать возможности практического применения игры на уроке сольфеджио и музыкальной литературы .

Методы исследования: Изучение и анализ теоретической литературы, эксперимент, научное наблюдение.

2. ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ.

2.1.Теоретические основы игровой деятельности .

Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.

Игровая деятельность выполняет такие функции:

Развлекательная: это основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес;

Эмоциогенная:

Игра меняет эмоциональное состояние, как правило, в сторону его улучшения, повышения настроения, воодушевляет, пробуждает интерес к чему-либо. Это и удовольствие, и чувство гордости от одержанной победы, чувство страха, ощущение неизведанности и таинственности.

Диагностическая:

Игра обладает предсказательностью, она раскрывает в детях истинно детское, личностное. Она диагностичнее, чем любая другая деятельность человека, поскольку в игре участник ведёт себя на максимальности проявлений (физических сил, интеллекта, творчества). Внимательный наблюдатель может многое узнать об игроках по их поведению во время игры.

Релаксационная(восстанавливающая):

Игра снимает физическое и интеллектуальное напряжение, вызванное нагрузкой на нервную систему активным обучением, сильными переживаниями. Игры используют для восстановления равновесия сил. Ребёнок играет, и в процессе игры напряжение отступает, силы восстанавливаются.

Коммуникативная:

Игра всегда вводит ребёнка в реальный контекст сложнейших человеческих отношений, взаимодействия преподавателя и учащихся, выводит их на подлинное сотрудничество. Важно и то, что игра является более широким фактором общения, чем речь.

Самореализации:

Процесс игры — это всегда пространство для самореализации её участников, уникальная возможность для человеческой практики ребёнка, действительности как области применения и проверки накопленного опыта.

 Социокультурная:

Игра — сильнейшее средство социализации ребёнка, включающее в себя как социально-контролируемые процессы целенаправленного воздействия на становление личности, так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на формирование ребёнка.

Терапевтическая:

Игра - коррекции нравственных взаимоотношений, для ободрения и одобрения ребёнка, для преодоления различных трудностей, возникающих у ребёнка в поведении, в общении с окружающими, в учении.

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

Игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики:

Игры следует разделить по виду деятельности

Специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда:

2.2.Роль музыкально-дидактическая игра в процессе обучения .

Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде

Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации.

Игра не просто развлечение, а особый метод вовлечения учащихся в творческую деятельность, метод побуждения их к активности.

Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. В современной школе, в учебном процессе, игровая деятельность используется в следующих случаях:

- в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

- в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

- как технологии внеклассной работы

Большинство сведений, в особенности начальные музыкальные знания, можно и нужно излагать в игровой форме, с максимальным привлечением фантазии и активности самих  учащихся. При этом надо помнить, что ещё русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский призывал не подменять обучение развлечением.  Он писал: «Конечно, сделав занимательным свой  урок, вы можете не бояться наскучить детям, но помните, что не всё может быть занимательным в учении, а непременно есть скучные вещи, и должны быть. Приучите же ребенка делать не только то, что его занимает, но и то, что его не занимает, - делать ради удовольствия исполнить свою обязанность».

Как правило, только к концу первого года обучения , мотивы с игровой деятельности постепенно перестраиваются на учебно-познавательную, нет необходимости резко менять художественно-образную деятельность на учебно-познавательную, с формальным заучиванием музыкально-теоретических и терминологических сведений. Этап обучения должен быть увлекательным, изобиловать разнообразием впечатлений. Особенно важно ребенка увлечь музыкой, развить его художественное мировосприятие независимо от того, станет он профессиональным музыкантом или нет.

Справедливо говорят, что игра — вторая натура ребенка. В игре полнее раскрываются индивидуальность, характер, творческие задатки детей, ярче проявляются активность, быстрота реакции, лучше воспринимается и запоминается учебный материал.

Увлекшись, дети не замечают, что учатся, познают, запоминают новое, ориентируются в новых ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Даже самые пассивные дети включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарище .

Этап обучения должен быть увлекательным, изобиловать разнообразием впечатлений. Особенно важно ребенка увлечь музыкой, развить его художественное мировосприятие независимо от того, станет он профессиональным музыкантом или нет.

Конечно, это должен быть урок-сказка, урок-игра! А где есть игра, там есть и театр! Театрализация оказывает большое влияние на развитие у ребенка творческих способностей, образного мышления.

Музыкальное воспитание детей должно быть направлено, прежде всего, на развитие восприимчивости к языку музыки, способности к эмоциональному отклику, а также на активизацию слуховых способностей и потребности слушать музыку.

Предпросмотр онлайн:

Скачать 47.92 Kb

Посмотрите также:

— Экологические задачи с ответами (часть 2)
— Методическая разработка районного мероприятия "Фестиваль ремесел"
— Виды и структура методической продукции
— Открытый урок объединения"Мастерская творческих идей" - "Ежики".
— Поисково-исследовательская деятельность учащихся и методы ее организации