Фоновая музыка в жизни детского сада

  1. Материалы для учителя
  2. Доп. образование

Автор материала: Белоногова Мария Константиновна

Содержимое документа:

Фоновая музыка в жизни детского сада

Консультация для воспитателей

Проблема координации деятельности всех участников воспитательного процесса в образовательном учреждении и поиск путей её решения не теряет своей актуальности. Реализация диалоговых отношений в воспитательном пространстве детского сада обеспечивает детям чувство психологического комфорта, способствует созданию условий для их всестороннего развития, помогает эффективной работе всего дошкольного образовательного учреждения в целом. 
Музыкальное воспитание ребёнка как важнейшая составляющая его духовного развития может стать системообразующим фактором организации жизнедеятельности детей. музыка способна объединить воспитательные усилия педагогов детского сада с целью гармоничного воздействия на личность ребёнка. 
Один из вариантов использования потенциала музыкального искусства связан с фоновой музыкой – музыкой, звучащей «вторым планом», без установки на осознанное восприятие на занятиях и в свободной деятельности. Насыщение детской жизнедеятельности музыкой, расширение и обогащение опыта её восприятия происходят благодаря непроизвольному накоплению музыкальных впечатлений. Педагоги, исследуя особенности развития музыкального восприятия, пришли к выводу: большое значение имеет не только обучение, но и стихийное накопление опыта восприятия, интонационного запаса. 
Музыкальный репертуар для звучания фоном совместно подбирают музыкальный руководитель, воспитатель, педагог-психолог, воспитатель-методист. 
Использование фоновой музыки является одним из доступных и эффективных методов психолого-педагогического воздействия на ребёнка в условиях образовательного учреждения и помогает решать многие задачи образовательно-воспитательного процесса: 
• создание благоприятного эмоционального фона, устранение нервного напряжения и сохранения здоровья детей; 
• развитие воображения в процессе творческой деятельности, повышение творческой активности; 
• активизация мыслительной деятельности, повышение качества усвоения знаний; 
• переключения внимания во время изучения трудного учебного материала, предупреждение усталости и утомления; 
• психологическая и физическая разрядка после учебной нагрузки, во время психологических пауз, физкультурных минуток. 
Педагог, включая музыку в занятия (развитие речи, математика, ручной труд, конструирование, рисование и др.), может ориентироваться на возможности активного и пассивного её восприятия детьми. При активном восприятии он намеренно обращает внимание ребёнка на звучание музыки, её образно-эмоциональное содержание, средства выразительности ( мелодия, темп, ритм и др.). при пассивном восприятии музыка выступает фоном к основной деятельности, она звучит не громко, как бы на втором плане. 
Степень активности восприятия музыки детьми на конкретном занятии определяется воспитателем. 
Занятие. Степень активности восприятия музыки. 

* Развитие речи Активное и пассивное 
* Математика Пассивное 
* Ознакомление Активное и пассивное 
с окружающим 
* Ручной труд Пассивное 
* Конструирование Пассивное 
* Рисование Активное и пассивное 
* Физкультура Активное и пассивное 
Так, на занятиях по математике с целью активизации интеллектуальной деятельности, повышения сосредоточенности, концентрации внимания используют только звучание музыки фоном. Через активное восприятие и оценку музыкальных впечатлений на занятиях по развитию речи обогащают «словарь эмоций», в повседневной жизни, активизируют оценочную лексику детей на занятиях по ознакомлению с окружающим воспитатель, может обратиться к музыке, характеризующей явления природы, способствующей проявлению эмоциональных откликов, обогащений и углублению представлений об исследуемом объекте. На занятиях по изобразительной деятельности в процессе рисования по представлению можно применять звучание фоновой музыки, а во время рисования по образцу предложить музыкальные произведения для активного восприятия. Слушание музыки влияет на выразительность образов, создаваемых в рисунках, на оригинальность цветовых решений. 
Звучание музыки фоном в режимные моменты (приём детей утром, настрой на занятия, подготовка ко сну, подъём и др.) создаёт эмоционально комфортный климат в группе. Взаимодействие психолога с медицинским работником поможет составить оптимальный репертуар для музыкального фона, соответствующий физиологическим особенностям детей. Психолог, учитывая особенности психического, половозрастного, индивидуального развития воспитанников, укажет на целесообразность применения того или иного музыкального фрагмента в течение дня. 

Примерное расписание звучания фоновой музыки. 

Время звучания музыки корректируется для каждой группы в соответствии с возрастом детей. 
Время звучания Преобладающий эмоциональный тон 
7.30 – 8.00 Радостно-спокойный 
8.40 – 9.00 Уверенный, активный 
12.20 – 12.40 Умиротворённый, нежный 
15.00 – 15.15 Оптимистично-просветлённый, спокойный 
Непроизвольный слуховой опыт детей должен пополняться на основе лучших образцов музыкальной культуры: классическая музыка несёт в себе выразительные образы вечных понятий – красоты, добра, любви, света, образы эмоциональных состояний, свойственных и ребёнку, и взрослому. 

Примерный репертуар фоновой музыки. 
( для детей старшего дошкольного возраста) 

Функция Примерный репертуар 
фоновой музыки 
Релаксирующая ( расслабляющая) К. Дебюсси. «Облака» 
А.П. Бородин. «Ноктюрн» из струнного 
квартета 
К.В. Глюк. «Мелодия» 
Тонизирующая ( повышающая Э. Григ. «Утро» 
Жизненный тонус, настроение) И.С. Бах. «Шутка» 
И. Штраус. Вальс «Весенние голоса» 
П.И. Чайковский. «Времена года» 
(«Подснежник») 
Активизирующая ( возбуждающая) В.А. Моцарт. «Маленькая ночная серенада» 
( финал) 
М.И. Глинка. «Камаринская» 
В.А. Моцарт. «Турецкое рондо» 
П.И. Чайковский. « Вальс цветов» (из балета «Щелкунчик») 
Успокаивающая ( умиротворяющая) М.И. Глинка. «Жаворонок» 
А.К. Лядов. «Музыкальная табакерка» 
К. Сен-Санс. «Лебедь» 
Ф. Шуберт. «Серенада» 
Организующая ( способствующая И.С. Бах. «Ария» 
концентрации внимания при орга- А. Вивальди. «Времена года» («Весна», 
низованной деятельности) «Лето») 
С.С. Прокофьев. «Марш» 
Ф. Шуберт. «Музыкальный момент» 
Неоценимую помощь в подборе музыкального репертуара может оказать программа развития детей «Музыкальные шедевры» О.П. Радыновой. 
Некоторые музыкальные произведения имеют многофункциональное применение, например, музыкальные циклы П.И. Чайковского и А. Вивальди «Времена года», балет П.И. Чайковского «Щелкунчик», произведения В.А. Моцарта и др. 
Музыка, развивая способность испытывать эмоции и чувства, возникающие в процессе восприятия, оказывают влияние на совершенствование эмоциональной отзывчивости детей в реальной жизни. Музыкально-эстетические впечатления способствуют развитию эмоциональных центров мозга, активизируя умственную деятельность, что является важным для интеллектуального развития воспитанника. Воздействуя на нравственное и эстетическое развитие ребёнка, музыка может являться ценной основой воспитательной системы в условиях дошкольного образовательного учреждения.



4

Предпросмотр онлайн:

Скачать 14.91 Kb

Посмотрите также:

— Здоровье ребенка. Эмоциональное благополучие ребенка.
— Особенности речевой культуры детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения в развитии.
— Эссе воспитателя детского сада.
— Праздник "Розочки и мимозочки"
— Статья на тему: ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДОУ