Храмы города Орла в произведениях Н.Лескова, И.Тургенева, А.Андреева, И.Бунина.

  1. Материалы для учителя
  2. Технология

Автор материала: Карелина Юнесса Львовна

Содержимое документа:

МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ – КОНКУРС МЕТОДИЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ ПО КРАЕВЕДЕНИЮ «РОЛЬ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ОРЛОВСКОГО КРАЯ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА (К 450-ЛЕТИЮ Г. ОРЛА)».

НОМИНАЦИЯ

ПЕДАГОГ – ИССЛЕДОВАТЕЛЬ

Церкви и монастыри Орла

в произведениях Н. Лескова, Л. Андреева, И.Тургенева, И. Бунина.

Выполнил:

Карелина Юнесса Львовна, преподаватель

Бюджетного профессионального образовательного учреждения

Орловской области

«МЕЗЕНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

2016

Церкви и монастыри Орла

в произведениях Н. Лескова, Л. Андреева, И.Тургенева, И. Бунина

Карелина Юнесса Львовна, преподаватель

Бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Орловской области

«МЕЗЕНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Орловский край богат талантливыми поэтами, писателями, природой, историей, культурными достопримечательностями. Орловщина – родина плеяды гениальных людей, национальных героев, прославивших Россию. В Орловском крае, кажется, не найти такого уголка, который бы не получил отражения или хотя бы упоминания в художественной литературе.

Каждый писатель является носителем и представителем культуры города, в котором он формировался как личность. Поэтому жизненные впечатления не могут не находить своего отражения в творческой деятельности. Именно потому в художественной картине мира Н. Лескова, Л. Андреева, И.Тургенева И. Бунина существенным является изображение Орла, города, который занимает важное место в культурно-духовном пространстве России.

Об этом говорят слова Николая Семеновича Лескова: « Я всегда нуждался в живых людях, которые меня могли заинтересовать своим духовным содержанием, в вечных символах, в звонах колоколов, в солнечном свете, отражённом в куполах храмов, знакомых с детства. Они мною овладевали, и я старался их воплощать в рассказах, в основу которых тоже весьма часто клал действительное событие».

Писатель в своей «Автобиографической заметке писал: «Религиозность во мне была с детства, и притом довольно счастливая, то есть такая, какая рано начала мирить веру с рассудком. Я думаю, что тут я многим обязан отцу».

Дед, прадед, прапрадед Лескова служили священниками в его родной деревне Лесках. И не случайно писатель посвятил несколько своих рассказов праведникам, способным изменить жизнь, сделать людей добрее, мягче по отношению друг к другу. Лесков был дружен со многими православными священнослужителями, вел с ними активную переписку. Русское священство, в свою очередь ценило и любило «лесковские» художественные произведения на религиозно - церковные темы. И, конечно же, на многих страницах произведений Лескова можно прочитать описание или упоминание о храмах и монастырях Орловского края.

В 1841 году Лесков прибыл в Орёл. Вот как он сам это вспоминал: « ...меня привезли в Орёл и сдали в гимназию, а на квартиру поставили к повивальной бабке за безводной рекой Перестанкою». Это было очень интересное место – центр колокольного звона от нескольких городских церквей: на правом берегу реки стояла Покровская и Преображенская, на левом - Богоявленская и Воскресенская, позади дома - Никитская, и здесь же слышались колокола Георгиевской церкви и храмового комплекса Введенского (Христорождественского) женского монастыря.

Отец с детства завещал Николаю Семёновичу, тогда ещё пятилетнему сыну: «Никогда, ни для чего в свете, не изменяй вере отцов твоих». И писатель не мог оставаться равнодушным к звонам церковных колоколов. Каждое утро, сказав обязательное «Господи, благослови», помолившись и, послушав колокола, отправлялся в гимназию.

Большинство орловских храмов, без которых была немыслима будничная и праздничная жизнь Орла, органично вошли в описания Лескова. Не будет преувеличением говорить, что Лесков знал все орловские церкви, как знал и улицы, дома многих жителей города Орла и самих его жителей.

На страницах произведений Лескова часто встречается описание или упоминание об орловских храмах или монастырях. Писатель с любовью пишет о «святых местах», потому что они ему не безразличны, как и для любого верующего человека.

Обучаясь в Орловской гимназии, писатель ходил в Никитскую церковь, когда её расписывали художники. Позже в своей книге «Мелочи архиерейской жизни» он напишет о роли церкви Никития в его жизни.

О Никитской церкви Н. С. Лесков говорит, что она отмечена служением здесь «суровых владык, между коими, по особенному своему жестокосердию, известны Никодим и Смарагд Крижановский «…Когда в Орле расписывали церковь Никития, я ходил туда любоваться искусством местных художников». В то время Николай Лесков учился в Орловской гимназии. Художники охотно разговаривали с мальчиком, очевидно, отличая его живой интерес от простого наблюдения за их работой. Один из них рассказал мальчику, что «церковный староста дал десять целковых на шабашку», чтобы иконописец «поставил в аду на цепь к Иуде Смарагда», орловского архиерея. И хотя изограф старался изобразить архиерея возможно более непохожим, все  догадывались, кто бы это мог быть.

Храм упоминается и в других произведениях Н. Лескова: "Как я учился праздновать", "Грабеж", "Юдоль", "Житие одной бабы".

Здесь же автор упоминает и Церковь Смоленской иконы Божией Матери.

На страницах рассказов «Как я учился праздновать» и «Грабёж» автор описывает Церковь Смоленской иконы Божией Матери, Церковь Богоявленскую и Петропавловский Собор. Вот как упоминает Лесков в своём рассказе «Грабёж» Богоявленскую Церковь,

Введенский (Христорождественский) женский монастырь : «….мальчики завели разговор о часах, а мать говорит: «Ну…. он ещё млад, …их заводить не сумеет. На улице слышно, как на Богоявлении и на Девичьем монастыре часы бьют».

Памятные Лескову места - церковь Михаила Архангела и Василия Великого. У церкви Василия Великого Н.С.Лесков жил, когда служил в Уголовной палате суда,

а церковь Михаила Архангела, ее близкие окрестности стали местом действия « Дворянского бунта в Добрынском приходе», «Несмертельного Голована», « Юдоли».

Петропавловский собор города Орла Н. Лесков запечатлел на века в своём произведении «Мелочи архиерейской жизни», в рассказе «Грабеж» встречается  опять Петропавловский собор.

Архиепископ Орловский и Ливенский Пантелеимон отметил, что этот собор города Орла «Лесков запечатлел на века». Петропавловский кафедральный собор станет первым храмом Орла, возрождённым практически с нуля, после разрушения. Сейчас на этом месте находится библиотека им. И. А. Бунина.

В рассказе « Тупейный художник» дается единственное описание архитектурных особенностей здания первого театра в Орле, крепостного театра графа Каменского: «…огромное, серое деревянное здание с фальшивыми окнами, намалеванными сажей и охрой, и огороженное чрезвычайно длинным полуразвалившимся забором. Это и была проклятая усадьба графа Каменского; тут же был и театр. Он приходился где-то так, что был очень хорошо виден с кладбища Троицкой церкви..».

В « Житие одной бабы» писатель поместил своих героев в приход Ахтырской церкви

Введенский (Христорождественский) женский монастырь был основан 20 (30) сентября 1685 г. Первоначально располагался на левом берегу р. Орел (Орлика), на месте древнего Афанасьевского погоста (между современными ул. Ленина, 7-го Ноября). В 1703-08 гг. на нем построена церковь Введения Пресвятой Богородицы . В 1843 г. монастырь сгорел и был перенесен на юго-восточную окраину города, в конец Курских улиц к приходской Христорождественской церкви, построенной в 1800-1822 гг.

Вот такое описание Введенского (Христорождественского) монастыря мы находим в повести Лескова «Некуда»: « Между тем тарантас, прыгая по каменным волнам губернской мостовой, проехал Московскую улицу, Курскую, Кромскую площадь, затем Стрелецкую слободу, снова прокатился по мягкому выгону и через полверсты от Курской заставы остановился у стен девичьего монастыря. Монастырь стоял за городом на совершенно ровном, как скатерть, зеленом выгоне. Он был обнесён со всех сторон красною кирпичною стеною, на которой по углам были выстроены четыре такие же кирпичные башенки. Кругом никакого жилища. Только в одной стороне две ветряные мельницы лениво махали своими безобразными крыльями. Ничего живописного не было в положении этого подгородного монастыря: как-то потеряно смотрел он своими красными башенками».

В повести «Грабёж» наиболее полно отразилось «орловское происхождение» Лескова, его любовь к Орлу, малой родине, блестящее знание русской провинции. Здесь поименно названы все орловские храмы, в том числе церкви: Покровская

и Спасо - Преображенская на Ильинке, церковь Богоявления, Борисоглебская, Никитская, Михаила Архангела. тоже говорится о Девичьем монастыре: «Обратились к религии: в Девичьем монастыре тогда жила мать Евникея, у которой была иорданская простыня, как Евникея в Иордане реке омочилась, так ею  потом  отерлась».  

Обитель в разное время посещали — императрица ЕЛИЗАВЕТА (1744 г.), императрица ЕКАТЕРИНА II (1787 г.), Великая княгиня Елизавета Федоровна Романова (преподобномученица Елисавета) со своей келейницей инокиней Варварой (преподобномученицей Варварой.

В произведениях "Мелочи архиерейской жизни" и «Соборяне» упоминается церковь Смоленской иконы Божией Матери.

 Она является самой крупной жемчужиной в драгоценном ожерелье храмов, украшающих  город  Орел.  Храм, выполненный в русско-византийском стиле, самое большое церковное здание города. Его первоначальная площадь (вместе с утраченной колокольней) — более 35 000 кв. м, а высота пятиярусной колокольни составляла 52,2 м, сам храм имеет высоту 46 м.

Смоленский собор расположен при пересечении бывшей Николо-Песковской (Нормандия-Неман) и бывшей Смоленской (Маяковской) улиц, и, хотя он утратил до половины первоначального архитектурного облика, по-прежнему радует взор, а благодаря своему удачному расположению виден из многих точек города.  

В рассказе « Нес...

Предпросмотр онлайн:

Скачать 3.22 Mb

Посмотрите также:

— Научно – исследовательская работа «Байкал - уникальное творение природы»
— «Особенности молодежного сленга в речи героев телесериала «Физрук»
— Қазақтың ғұлама ғалымы Ш.Уалиханов
— Проект "Духовно-нравственное воспитание школьников на уроке литературы"
— Исследовательский проект "Книга и чтение в современном мире"