Исследовательский проект «Матрёшка – любимая русская игрушка»

  1. Материалы для учителя
  2. Иностранные языки

Автор материала: Барабаш Наталья Федоровна

Содержимое документа:



Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Верхнемамонская средняя общеобразовательная школа

Верхнемамонского муниципального района Воронежской области»







Исследовательский проект



«Матрёшка – любимая русская игрушка»












Выполнила

ученица 6 класса

Стогниева Яна


Руководитель

Барабаш Наталья Федоровна

Учитель химии и искусства

первая квалификационной категории









с. Верхний Мамон - 2014





Содержание

1.Актуальность.

 2. Проблема. 3.Цель. Задачи. Гипотеза. 4.Исследования. 1. Появление матрешки на Руси

5. Разновидности матрешек.

  1. Сергиевская или загорская матрёшка.

  2. Семеновская матрешка.

  3. Мериновская матрёшка.

  4. Полховская игрушка.

  5. Вятская игрушка.

  6. Воронежская матрешка

  7. Авторские матрешки

6. Музей матрешки.

7. Результаты моей исследовательской работы

Заключение

Список использованной литературы



























Матрёшка… Эта русская красавица покорила сердца любителей народной игрушки и красивых сувениров по всему миру. В наших магазинах продают большое количество разнообразных дорогих матрёшек. Появились матрёшки, украшенные сюжетами из сказок и былин и даже политическими деятелями.

Исходя из этой гипотезы, мы определила тему исследования:



«Матрёшка – любимая русская игрушка»



Цель исследования:

Создать декоративную композицию из матрёшек в технике роспись по дереву.



 Задачи проекта:

  1. Узнать:

  1. Научиться расписывать матрёшку, используя фантазию и творчество



Актуальность выполнения работы в возвращении молодого поколения к русским национальным традициям, к изучению исторических корней культуры.



Объект исследования: народное творчество(декоративная композиция матрёшек в технике роспись по дереву)



Предмет исследования: матрешка как национальная игрушка и сувенир России.

В работе над проектом использовала следующие исследовательские методы:

Результатом исследования является коллекция авторских матрешек.





Появление матрешки на Руси.

Алый шёлковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука
В деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может, три, а, может, шесть.
Разрумянилась немножко
Наша русская Матрешка



Русская деревянная расписная кукла появилась в России в 90-х годах XIX века, в период бурного экономического и культурного развития страны. Это было время подъёма национального самосознания, когда в обществе всё настойчивее стал проявляться интерес к русской культуре вообще и к искусству в частности.

Тогда и зародилась идея создания русской деревянной куклы, эскизы к которой были предложены профессиональным художником Сергеем Малютиным (1859—1937), одним из активных создателей и пропагандистов «русского стиля» в искусстве. Идея создания разъёмной деревянной куклы была подсказана С. В. Малютину японской игрушкой, привезённой с острова Хонсю  женой С. И. Мамонтова. Японцы, кстати, утверждают, что первым выточил подобную матрешку на острове Хонсю русский монах. Это была точеная фигурка добродушного лысого старика, буддистского святого Фукуруджи (Фукурума), которая оказалась с “сюрпризом” - она разымалась на две части. Внутри нее спрятана другая, поменьше, которая так же состояла из двух половинок. Всего таких куколок насчитывалось пять.

Япония – страна множества богов и каждый из них за что-то отвечает: либо за урожай, либо помогает праведникам, либо является покровителем счастья и искусства. Фукурума, лысый старичок отвечал за счастье, процветание и мудрость. Целые комплекты фигурок-божков были популярны тогда в Японии.

Если попытаться проследить дальше, то корни от Японии пойдут в Китай, в Индию, где тоже были популярны разъемные, пустотелые куклы. 



















Первая русская матрёшка, выточенная по эскизам С. В. Малютина лучшим игрушечником из Сергиева Посада  В. Звёздочкиным, была восьмиместная. Его матрёшка представляла собой круглолицую крестьянскую девушку в вышитой рубашке, сарафане и переднике, в цветастом платке, держащую в руках чёрного петуха. За девочкой с чёрным петухом следовал мальчик, затем опять девочка. Все фигурки отличались друг от друга, а последняя, восьмая, изображала спелёнатого младенца.

У нашей первой матрешки «бутылочная» форма. Высота старшей куклы 19 см. 
Первая матрешка была восьмиместной – внутри большой девочки помещался мальчик поменьше и так далее – мальчики и девочки чередовались, а самой маленькой, «неделимой», была матрешка – спеленатый младенец. Все семь её подружек были как настоящие, словно только что вышли из своего деревенского мира. Одна несет миску к столу, у другой в руках серп, третья держит перед собой за руки маленького братца, а четвертая, младшенькая просто засунула палец в рот. Разнообразит вереницу фигурка косоворотке с хворостиной. И, наконец, завершает ряд, спеленатый младенец, меньше мизинца. Целое семейство, дружное и трудолюбивое.

Русскую деревянную куклу назвали матрёшкой. Сделано это было неслучайно. В дореволюционной провинции имена Матрёна, Матрёша считались одними из наиболее распространённых женских имён, в основе которых лежит слово «матерь». Эти имена ассоциировалось с матерью многочисленного семейства, обладавшей хорошим здоровьем и дородной фигурой. Впоследствии оно сделалось нарицательным и стало означать токарное разъёмное красочно расписанное деревянное изделие. Но и по сей день матрёшка остаётся символом материнства, плодородия, поскольку кукла с многочисленным кукольным семейством прекрасно выражает образную основу этого древнейшего символа человеческой культуры.

Технологию изготовления матрёшки российские мастера, умевшие вытачивать деревянные предметы, вкладывающиеся друг в друга (например, пасхальные яйца), освоили с лёгкостью. Принцип изготовления матрёшки остаётся неизменным до настоящего времени, сохранив все приёмы токарного искусства русских умельцев.[1]



Разновидности матрешек

Первые русские матрёшки были созданы в Сергиевом Посаде как забава для детей, которые помогали усвоению понятий формы, цвета, количества и размера. Стоили такие игрушки достаточно дорого. Но спрос на них появился сразу же. Через несколько лет после появления первой матрёшки практически весь Сергиев Посад делал этих обаятельных куколок. Изначальный сюжет русской матрёшки – это русские девки и бабы, румяные и полные, одетые в сарафаны и платки, с собачками, кошками, корзинками, с цветами.

Существует неколько классических направлений росписи матрёшек:



  1. Сергиевская или загорская матрёшка.

  2. Семеновская матрешка.

  3. Мериновская матрёшка.

  4. Полховская игрушка.

  5. Вятская игрушка.

Сергиевская или загорская матрёшка

В течение десяти с небольшим лет матрешечный промысел в Сергиевом Посаде развивался как один из видов оригинального авторского художественного творчества. В 1913 году большинство мастеров – матрешечников объединились в артель. Окончательно же “загорский” стиль росписи матрешки (как его стали называть после переименования Сергиева Посада в г. Загорск в 1930 году) сложился в 1920-е годы, когда на смену подчеркнуто живописной “земской” манере с ее обилием тщательно выписанных мелких деталей и позолоты пришел стиль более экономный и близкий к первоначальной идее С.В. Малютина.

При упоминании о “загорской” матрешке перед глазами встает изображение круглолицей девушки в платке и прикрытом передником сарафане, расписанных сочно и ярко несложными цветами, листочками и точками.

































В росписи обычно используются три – четыре цвета – красный или оранжевый, желтый, зеленый и синий – с добавлением черного для обводки тонкими линиями лица и контуров одежды. Стиль росписи матрешки и других игрушек в те годы изменился под влиянием нескольких факторов, в частности, в результате возникновения новой социально – экономической и культурной ситуации в стране.

Созданная в 1913 году артель матрешечников после социалистической революции сохранилась и была переименована в артель имени Рабоче – Крестьянской Красной Армии (РККА). Позднее она стала фабрикой игрушек и культтоваров, выпускавшая в том числе и матрешки. Точение и роспись матрешек в Загорске стали приобретать исключительно фабричный характер. Только опытный и привычный глаз мог заметить небольшие различия, присущие индивидуальному почерку расписчицы.

С 1940 годов разработкой образов для фабричного производства матрешек стали заниматься художники Загорских (ныне Сергиево – Посадских ) художественно – производственных мастерских. Но и в росписи этих образцов вплоть до конца 1980-х годов чувствовалась упрощенность, связанная с необходимостью их дальнейшего тиражирования.

Семеновская матрешка

На протяжении нескольких десятилетий в нашей стране и за рубежом наибольшей известностью пользовались семеновские и мериновские матрешки, которые для большинства вообще стали ассоциироваться с понятием “русская матрешка”.



















Эти матрешки заметно потеснили загорскую, что имело свои причины.

С давних времен жители лесного Заволжья занимались художественной обработкой дерева. В конце XX столетия сложились и игрушечные промыслы. Наибольшую известность приобрели игрушки из Городца и Федосеева. А село Мериново близ города Семенова было известно своими токарными изделиями. Точили в нем деревянную посуду, солонки, погремушки, шары и яблоки.



Мериновская матрёшка.

В 1922 году мериновский мастер А.Ф. Майоров купил на Нижегородской ярмарке сергиевскую игрушку. Игрушка понравилась всему семейству. Арсений Федорович выточил сам похожую форму и вместе с дочерьми расписал ее по-своему. Вскоре не только семья Майоровых, но и многие из односельчан перешли на матрешечный промысел. Это ремесло и по сей день остается ...

Предпросмотр онлайн:

Скачать 2.67 Mb

Посмотрите также:

— ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ "ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ"
— Статья " Применение 3Д принтера в школах
— Статья. Развитие живописных навыков на уроках изобразительного искусства а начальной школе
— Психологический аспект как средство творческого развития учеников на уроке ИЗО
— Статья "Изобразительное искусство и Мировая художественная культура в школе"