Итоговое занятие по внеурочной деятельности "Живое краеведение"

  1. Материалы для учителя
  2. Технология

Автор материала: Григорьева Елена Николаевна

Описание документа:

Итоговое занятие по теме:

«Амурские сказки» Д. Нагишкина – хранилище народной  мудрости и нравственных представлений о добре и зле народов Дальнего Востока.

Цель:Пробуждение и углубление любви к малой Родине

Задачи:

Формировать

·        уважительное отношение к литературе народов многонациональной России,  к традициям, к прошлому, настоящему и будущему своего края;

·        умения использовать различные способы поиска материала в справочниках, в открытом информационном пространстве сети Интернета, в музеях и библиотеках города, на встречах с людьми, имеющими информацию в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями предмета;

·        умения

üисследовательской деятельности;

üсотрудничества;

üосознанно строить речевое высказывание  в соответствии с задачами коммуникации  и составлять тексты в устной и письменной формах.

üбыть участником диалога.

 

Развивать морально – этические представления, основанные на добре и уважении.

Содержимое документа:

Итоговое занятие по теме:

«Амурские сказки» Д. Нагишкина – хранилище народной мудрости и нравственных представлений о добре и зле народов Дальнего Востока.

Цель:Пробуждение и углубление любви к малой Родине

Задачи:

Формировать

уважительное отношение к литературе народов многонациональной России, к традициям, к прошлому, настоящему и будущему своего края;умения использовать различные способы поиска материала в справочниках, в открытом информационном пространстве сети Интернета, в музеях и библиотеках города, на встречах с людьми, имеющими информацию в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями предмета; умения исследовательской деятельности;сотрудничества;осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.быть участником диалога.Развивать морально – этические представления, основанные на добре и уважении.

Предполагаемый результат:ученик уважительно относится к литературе народов многонациональной России, к традициям, к прошлому, настоящему и будущему своего края; умеет использовать различные способы поиска материала в справочниках, в открытом информационном пространстве сети Интернета, в музеях и библиотеках города, на встречах с людьми, имеющими информацию в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями предмета; умеют заниматьсяисследовательской деятельностью,сотрудничать с учителем и одноклассниками; осознанно строят речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составляют тексты в устной и письменной формах, умеют участвовать в диалоге.учащиеся толерантны и терпимы.Технологии:игровые, проектные, исследовательские, сотрудничество, контекстное и проблемное обучение, портфолио

Сценарий

Ведущий: «Сказка –ложь да в ней намёк, добрым молодцам урок».

Сегодня у нас, ребята, итоговое занятие. Мы с вами сегодня отправляемся в путешествие по «Амурским сказкам» Д. Нагишкина, которые являются хранилищем народной мудрости и нравственных представлений о добре и зле народов Дальнего Востока. Они созданы дальневосточным писателем Д. Нагишкиным по мотивам фольклора: нивхов, нанайцев, ульчей, удэгейцев- в них воплотился тысячелетний опыт жизни людей, а вместе с ним и могучая сила воображения, которая вела этих людей вперёд, поднимала их над миром и утверждала всё возраставшую власть человека над природой.

Мы постараемся с вами собрать по крупицам народную мудрость, наказы и заветы народов ДВ о добрых делах человека.

- Отправляясь в путешествие, узнаем, что это за народности, каковы их быт и традиции, культура?

«Амурские сказки» - это энциклопедия,

по которой можно изучать жизнь народов

Дальнего Востока. В ней – приметы,

верования, обычаи и истории народов Приамурья» А.П. Окладников

Ученик видеофрагмент нанайского танца+ Презентация. « Быт, занятия народов Д.В.» 3мин.+ 3 мин. = 6мин)

Ведущий. Писатель Нагишкин Д. в совершенстве постиг быт, творчество, культуру, традиции, верования народов Д.В. Создал оригинальные литературные сказки. Эта книга сегодня находится на книжной выставке «Узоры Древнего Амура». Иллюстрировал её известный художник Г. Павлишин. В этой книге соединились мастерство слова писателя и талантливая кисть художника.

Ученик. (сообщение 3мин). Презентация: портрет, Краеведческий музей, здание напротив, где жил Нагишкин - поисковая, исследовательская работа).«Самой высокой наградой талантливому сказочнику стали любовь и признание его читателей: взрослых и детей».

Ведущий: - Из какой сказки эти пословицы?:

Смелому никакая беда не помеха.

Смелый сквозь огонь и воду пройдет, только крепче станет.

Ребята: «Храбрый Азмун»

Выходит на сцену Азмун (под мелодия «Бубен»)

-Смелому никакая беда не помеха. Смелый сквозь огонь и воду пройдёт- только крепче станет. О смелом да храбром долго люди помнят. Отец сыну о смелом да храбром сказки сказывает. Плохо живётся народу нашему, рыбы нет! Совсем есть нечего… Пойду к Морскому царю, Тайрнадзу, разбужу его. Только не знаю дорогу до Охотского моря, до Пилякеркха.

Чайка: Я знаю, я знаю. Пойдём, покажу. Мы тоже рыбы давно не видим. Скоро конец нашему народу придёт. Видно заснул старик.

Ведущий: Вот идут они. И попадают они в стойбище

Азмун. Кто тут живёт?

Ученица (Ганичева Ульяна)звучит нанайская песня «Колыбельная девочки»

- У охотника Чумдаги из рода Дунгу родилась дочка. У Чумдаги давно не было детей. Очень хотелось Чумдаге сына иметь, но он и дочке был рад. А мать от радости просто не знала, куда деваться. Дали дочке хорошее имя – Ладо.

Делали старики всё, чтобы дочка выросла хорошей, красивой да счастливой. Мать целый год не звала дочку по имени, чтобы злые черти не узнали о рождении дочери у Чумдаги. Называла мать дочку «моя хорошая», «моя дорогая». Своим молоком дочку умывала. И выросла Ладо красавица красавицей. Глядели старики на дочку, наглядеться не могли.

Одно только плохо получилось. Ничего Ладо делать не умеет. Не хотела мать, чтобы уЛадо руки были грубые: огонь дочь не разводила, дров не рубила, рыбу острогой не била, вёсла в руках не держала, шкурок не выделывала. Не хотела мать, чтобы у дочери глаза покраснели от работы: не вышивала дочь халатов шелками, не сшивала шкурок. Теста замесить не умела, не умела лепёшек напечь. Ходит Ладо по деревне стройная да лёгкая. Парни от неё глаз отвести не могут.

Ведущий. Увидел Азмун Ладо, влюбился, свататься пошёл к Чумдаге. Рада мать, усаживает Азмуна. Кушать подаёт.

Ладо. (приходит в дом, увидела гостя)

-Отойди от меня. Ты зверем и рыбой пахнешь. Как буду я с тобой жить? О твои шкуры все руки исколю. Вечно мокрая ходить буду…

Азмун: Зачем попрекаешь меня. Нехорошо. Не нужна мне такая жена, которая ничего не умеет делать, только себя любит, мать свою обижает, никого не замечает.

Мать:

Нехорошо ты людей встречаешь и провожаешь, обижаешь людей зря.

Ладо:

Знаю я, что давно вы хотите от меня избавиться.

Мать: Что ты. Что ты, дочка, Живи как хочешь. Всю жизнь с нами живи.

Ведущий:Рассердился Азмун и ушёл. А пока Азмун идёт по тайге. Дорога долгая. Подумаем, ребята, какой для себя урок извлёк Азмун?

Ребята. Любящее сердце матери, потому что сердце у неё любящее.

Нельзя в жёны брать девушку лентяйку, эгоистку. Нужно быть трудолюбивым, выполнять долг перед родителями. Надо дорожить домом, матерью, родителями. Нужно беречь любящее сердце матери. Нужно людей замечать. Не судить о них по одёжке. Чайка – народ.

Ведущий. Идёт Азмун дальше и встречает 2 братьев.

Азмун.Кто вы?

Индига.

Я Индига. А это мой брат. Не побоялся он ничего ради меня.

Соломдига.

Наказал перед смертью отец: одному плохо станет- пусть другой поможет. В одну сторону оба глядите. Вот как сказал – делайте. Похоронили отца. Гроб ногами на восток поставили, чтобы и после смерти отец восход солнца видел. Потом на охоту пошли.

Индига.

Шли, шли. Вдруг какой – то шум услышали. А у меня вдруг заячье сердце сделалось, испугался я. На землю упал. Руки сложил. Тигра просил нас с братом не трогать. Потом голову поднял, смотрю: ни тигра, ни брата. Кричал, кричал, да никто не отозвался. Плакал, плакал, домой пошёл. Звери, что в капканах были, давай кричать: «Противно в руки попадаться, брата потерявшему». И ускакали. Пришёл домой, матери всё рассказал, а она заплакала, поцеловала и сказала: «Сердце мужчины иди искать. Верни смелостью брата своего».Взял я трубку, огниво и копьё. Пошёл на закат. Страхов натерпелся.

Отрывок из мультипликационного фильма «Сердце Храбреца» («Семь страхов»).-от 8 мин до 13 мин 30 сек.

Азмун.

Я нивхского рода человек. Буду с вами - удэгейцами дружить. Смелые люди вы.

Ведущий. Идёт Азмун дальше. А мы с вами, ребята, подумаем,

- О ком речь в этой загадке?

В конце этой сказки

Отважен и смел.

В начале он заячье сердце имел.

Семь страхов прошел,

Удивилась тайга,

А звали героя того… (Индига)

- Итак, чему научился Азмун у двух братьев: Индиги и Соломдиги?

Ребята. Храброе сердце. Завет отца братьев: смотреть в одну сторону. Будь смелым. Имей сердце мужчины. Выполняй наказы родителей. Спаси брата своего. Помоги слабому.

Ведущий.Давайте и мы с вами поиграем в любимую игру нанайских ребятишек «Смелые ребята». (Звучит нанайская мелодия «Варган», «Камлан»). Покажем, что и мы смелые.Дети встают в две-три шеренги в зависимости от площади комнаты. Выбирают двух-трех ведущих (одного). Каждый (один) ведущий по очереди спрашивает у детей: например, первый у первой шеренги и т. д. (Дети отвечают.)— Вы смелые ребята?— Смелые!

— Я посмотрю, какие вы смелые (лукаво, с юмором). Раз, два, три (пауза). Кто смелый?— Я! Я!— Бегите!Первая шеренга бежит на противоположную сторону до шнура, а ведущий ловит убегающих. Так повторяется игра и со следующей группой детей.Правила игры. Бежать следует только после слова «Бегите!», увертываясь от ведущего. Ловить за шнуром нельзя. (Похвалить всех и наградить победителей)

Ведущий.А Азмун всё идёт, хочет помочь своему отцу и своему народу. Совсем на Амуре рыбы не стало. Морского старика ищет. Думает, кто бы ему дорогу показал. Тут заяц- хвастун, каких заячий народ ещё никогда не видал, выскочил.

Азмун. Откуда ты заяц?

Заяц. Бежал я по лесу, еду искал. Вдруг как ударюсь обо что-то. Чуть голову себе не разбил. Вот, гляди - губу себе разорвал!

Азмун. Да, верно, губа у тебя раздвоена (рассматривает). У всех зайцев такая губа.

Заяц. Это верно. У всех такая. А у меня особенная.. Хочешь слушать – не перебивай!. Ударился я, вижу- сарана стоит, таких ещё никто не видал. Стебель у сараны с лиственницу...

Предпросмотр онлайн:

Скачать 37.68 Kb

Посмотрите также: