Классный час МОЯ РОДИНА - СЕМИКАРАКОРСК

  1. Материалы для учителя
  2. Логопедия

Автор материала: Девицкая Елена Александровна

Содержимое документа:

Исторический очерк

Впервые казачий городок Семикаракоры упоминается в "Росписи казачьим городкам, которые стоят на Дону, с верховья до воронежских вотчин".

Предположительной датой этой "Росписи" историки считают 1594 год. По неизвестной причине, однако, она не была официально принята за год основания современного Семикаракорска. А вот упоминание этого поселения в показаниях станичного атамана Фрола Минаева в Посольском приказе от 7 декабря 1672 года таковым основанием стало. Существуют различные толкования происхождения самого на-звания Семикаракоры. В народных преданиях, дошедших до наших дней, сохранились две версии. Согласно одной из них, когда-то в старину семеро беглых братьев Каракоровых, поселившихся вначале на правом берегу Дона в том месте, где сейчас находится хутор Старая Станица, перебрались на левый берег, что и послужило толчком к образованию станицы Семикаракорской. Согласно другой, название это произошло от имени и фамилии одного человека - Семёна Каракорова. Проверить ни одну из них сегодня невозможно.

Что касается научных подходов к данному вопросу, то они тоже разнятся. В книге "Богатый колодезь" читаем: "... В.A. Магин и cтатье "Заметки о топонимике Подонья по документальным данным XVII века", опубликованной в 1958 году в "Учёных записках" Таганрогского педагогического института, высказал соображение, что название городка произошло от сочетания числительного "семь" и татарского слова "коркор", что в переводе означает "ставка, стан". Такое сочетание двух разноязычных слов представляется маловероятным. По мнению же доктора исторических наук, археолога С.А. Плетневой, в названии вполне различимы три тюркских корня: "семиз" - "крепкий", "кара" - "чёрный" (или "сара" - "желтый"), "кед, кал" - "крепость". Следовательно, "Семикаракор" означает "крепкая (сильная) чёрная (или желтая) крепость" (С.А. Плетнева. Хазары. М.: Наука, 1976). Такое объяснение более убедительно.

В этом же источнике находим такие сведения: "Несколько paз городок менял свое местоположение. По преданиям, первое поселение располагалось в урочище под названием Большая, второе - в урочище, известном как Зимовная, третье - севернее ерика Лагутника и четвёртое - в месте, именуемом жителями Старой Станицей. На нынешнем своем месте Семикаракоры находятся с середины XIX столетия".

Чем же было вызвано такое непостоянство жителей поселения? Объяснение даётся тут же: "В XVIII веке казаки Семикаракорской станицы стали заниматься земледелием. Так как на правом берегу реки удобной земли почти не было, начали обрабатывать землю на левом. Для защиты от набегов врагов выкопали глубокий ров и насыпали земляной вал. На валу поставили пушку, при которой постоянно находилась небольшая команда. В пяти верстах от вала возвышался курган, называвшийся Карауль-ным, откуда степь просматривалась во все стороны на большое расстояние".

Как свидетельствуют архивные данные, в мирные дни, в отличие от периодов, когда станице и близлежащим хуторам угрожала опасность, станичное общество не было единым.

Всегда существовала вражда между казаками и иногородними, между богатыми и бедными. Иногородняя беднота была беззащитна перед лицом домовитых соседей-казаков. Их никто не защищал. Не дай Бог было "хохлу" или "кацапу" въехать на паром прежде гонористого казака. Порка плеткой была обычным, но не самым страшным наказанием за это. Случалось, что расходившийся станичник убивал иногороднего и отделывался легким наказанием.

Небольшой в то время была станица Семикаракорская. Насчитывалось две сотни дворов при одной улице. Летом улица зарастала лебедой, осенью покрывалась непролазной грязью, а зимой - сугробами под самые крыши.

Берега реки Дон в то время проходили по линии нынешней улицы Красноармейской, где находились пристань, амбары с зерном, склады со скобяными товарами, харчевни. Пароходы приставали к берегу в районе нынешних 7-го и 8-го переулков. Принадлежали пристани и хлебные ссыпки купцам Парамоновым, Вавиловым, Пустовойтовым. В работниках у них были пришлые мужики, безземельные иногородние, обедневшие казаки. Согласно архивным статистическим данным, семьи наёмных работников жили бедно. В среднем в бедняцком хозяйстве имелась одна пара волов, четыре головы мелкого рогатого скота, 20 овец, одна лошадь. Плуг брался ими у зажиточных соседей за плату. Семикаракорские казаки-бед-няки на заработки в другие места не уходили - отрабатывали долги у своих же одностаничников.

Несмотря на то, что основным занятием коренного населения станицы было скотоводство, садоводство, виноградарство, семикаракорский хлеб считался более качественным, чем раздорский, и ценился выше. В то же время раздорский виноград стоил дороже семикаракорского.

Характерно, что коренные казаки редко брались осваивать какое - нибудь ремесло -считали это зазорным, поэтому ремёсла в Семикаракорах были представлены мигрантами из российских и украинских губерний. Порой они обосновывались в казачьих хуторах и станицах окончательно, снося насмешки и издевательства казаков, чьё руководство поощряло социальное расслоение населения и старалось не допускать объединения казаков-бедняков с бедняками и середняками из числа иногородних.

Сохранилось не так уж много документальных свидетельств о жизни станицы Семикаракорской не только на ранних этапах её существования, но даже в XIX веке, тем выше их историческая ценность.

В Семикаракорске еще в 1726 году существовала церковь во имя Покрова Божьей Матери. Десятого ноября 1768 года казаки станицы донесли епископу Тихону, что Покровская церковь обветшала, и вместо неё желают построить новую, которая и заложена была 14 октября 1772 года, о чём свидетельствуют "Епархиальные ведомости". Церковь была деревянная и утрачена в 1849 году. Вместо неё была построена каменная.

В "Статистическом описании" 1822-1823 гг. Семикаракоры описаны так: "Семикаракорская станица, хотя и имеет неправильные улицы, но в ней много хорошо выстроенных домов. Местоположение её ровное, низкoe, а потому при больших наводнениях вся заполняется водою. Жители сей станицы по большой части в хуторах, а оттого кажется она весьма малою".

На нынешнем своём месте станица Семикаракорская обосновалась с 1845 года, "переехав" с территории, находящейся между Доном и Салом, из-за наводнений. Всего к Семикаракорскому юрту приписывалось десять хуторов. К 1850 году в станице были одна церковь, два общественных строения, 503 деревянных дома, две водяные мельницы, две ветровые. Население юрта занималось сельским домоводством, рыбной ловлей, соляными про-мыслами, мануфактурой, промышленностью, торговлей.

Первое учебное заведение в станице было открыто, согласно циркуляру наказного атамана Войска Донского, в 1864 году. Им стало приходское училище. Из рапорта окружного начальника 1-го Донского округа войсковому наказному атаману видно, что на территории округа совершенно отсутствуют клубы, музыкальные, певческие общества и школы, общественные собрания... В то же время в станице имеется пять питейных заведений, две церкви, одно приходское училище. На календаре в то время был 1879(!) год.,.

Кондратенко В.А. "Не иссякнет твой блеск, "Жемчужина Дона"

История улиц Семикаракорска

В нашем городе около 70 улиц и 30 переулков. Большие и маленькие, широкие, благоустроенные и патриархальные, почти сельские. У каждой из них, как и у людей, своя судьба, своя история, свой возраст.

В начале 40-х годов 19 века в станице появилась первая улица - "Береговая". Менялся облик казачьей станицы, появлялись новые дома, новые улицы. А с годами улицы города меняли не только своё лицо, но и названия. Центр станицы, раньше назывался "Биржа". Старейшая улица "Береговая" стала "Красноармейской". Бывшая "Аптекарская" стала улицей "Ленина". Улица "Церковная" сначала стала улицей "Октябрьской", а в 2000 году была переименована в проспект "Атаманский" (в честь атаманов станицы Семикаракорской.) Сохранила своё старое название только улица "Озёрная".

Самая протяженная улица "Авилова" получила своё название в 1920 году, в честь увековечения памяти первого председателя Семикаракорского ревкома Владимира Васильевича Авилова.

В.В. Авилов (1889-1919) - коренной житель станицы Семикаракорской, родом из обедневшей казачьей семьи. Имел дворянский титул, с царской армией воевал на фронтах первой мировой. За подвиги на полях сражений удостоен двумя Георгиевскими крестами третьей и четвертой степени.

После первой мировой войны, во время революционных событий на Дону В. В. Авилов возвратился на родину, в станицу Семикаракорскую. Несмотря на свой дворянский титул и офицерское звание подхоружного, он горячо поддерживал советскую власть. В феврале 1919 года участвовал в первом митинге большевиков, на котором были зачитаны декрет о мире и о землях. В. В. Авилова избрали первым военным командиром Семикаракорского революционного комитета. Он участвовал в установлении советской власти на Дону.

Летом 1919 года Авилов был расстрелян белоказаками недалеко от Троицкой церкви и Дома правления атамана, по-нынешнему, между переулком 15 и 14 проспектами Атаманского.

На улице всего 865 домов: по четной стороне - 374 дома, по нечетной - 491.

24 переулка пересекают улицу Авилова.

После ВОВ стали появляться площади и улицы, названные в честь её героев, наших земляков. Площадь имени Ивана Левченко, Героя Советского Союза, совершившего свой подвиг под Орлом. В 1976 году 7-ой переулок был переименован в переулок имени нашего земляка М. А. Бедрышева, удостоенного звания Героя Советского Союза за форсирование Днепра.

Город Семикаракорск, Семикаракорский район — родина и место, где жили и трудились многие известные люди. Их также можно встретить в названиях городских улиц. В последние годы после реконструкции в городе появились красивейшие улицы и проспекты, названные в честь знаменитых земляков.

Один из проспектов носит имя Бориса Николаевича Куликова, который родился в станице Семикаракорской,...

Предпросмотр онлайн:

Скачать 926.52 Kb

Посмотрите также:

— Цикл внеклассных занятий по формированию навыков ведения здорового образа жизни
— Урок на тему «Молоко и его свойства»
— Дневник классного руководителя начальной школы
— Классный час «Необычные памятники нашего города»
— Классный вечер «Я гражданин России»