Литературно-художественная композиция «Паломничество в художественный мир поэмы А. С. Пушкина «Медный всадник»

  1. Материалы для учителя
  2. Технология

Автор материала: Кокова Алла Владимировна

Содержимое документа:

Литературно-художественная композиция «Паломничество в художественный мир поэмы А. С. Пушкина «Медный всадник»



Цель: популяризация поэзии А. С. Пушкина, который соединил своим творчеством национальности, годы, темпераменты, вероисповедания. Постижение художественного мира поэмы А. С. Пушкина «Медный всадник».

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА

ПЕРВЫЙ ВЕДУЩИЙ
ВТОРОЙ ВЕДУЩИЙ
ПЕРВЫЙ ЧТЕЦ
ВТОРОЙ ЧТЕЦ
ТРЕТИЙ ЧТЕЦ
ВСТУПЛЕНИЕ
ПЕРВЫЙ ЧТЕЦ:
Благословен и день и час,
Когда с теплом родного крова
Впервые к каждому из нас
Приходит пушкинское слово.
Непостижимо светел миг
Волшебного прикосновенья!
Он незаметен, но велик
Могучей силой притяженья.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ


ПЕРВЫЙ ВЕДУЩИЙ: «Медный всадник» - это героическая поэма о созидательной деятельности Петра I и трагическая повесть о бедном петербургском чиновнике, жертве «исторической необходимости» (не случайно автор придал поэме многозначительный подзаголовок: «Петербургская повесть»). А. С. Пушкин, как и многие писатели, неоднократно в своем творчестве обращался к исторической прошлой России с тем, чтобы в минувших событиях найти ответы на вопросы современности.

ВТОРОЙ ВЕДУЩИЙ: Пушкин и Петербург. Они неразделимы в той же мере, что Пушкин и Россия. Александр Иванович Герцен отмечал, что «Пушкин – до глубины души русский – русский петербургского периода». Его произведения подобны творениям Баха и Моцарта – они совершенство, в них нет ничего лишнего, ничего пышного, все строго, стройно, гармонично.


ПЕРВЫЙ ВЕДУЩИЙ: Едва ли есть на земле другой город, который был бы столь же вдохновенно воспет, как Петербург Пушкиным. По мнению литературоведа Людмилы Ивановны Кузьминой, «Пушкин одухотворил его, украсил своим гением и стал автором того высоко художественного понятия, которое мы называем ПЕТЕРБУРГ».

ВТОРОЙ ВЕДУЩИЙ: Петербург дал Пушкину тему и художественные краски для создания наиболее совершенного из его произведений – поэмы «Медный всадник», которую он сам назвал «петербургской повестью». Петербург в ней – место действия, основная тема, объект эстетического восхищения. Непревзойденный в своем совершенстве, вот уже полтора столетия звучит пушкинский вдохновенный гимн городу.

ПЕРВЫЙ ВЕДУЩИЙ: Сложная диалектика петровских преобразований глубоко познана и выражена Пушкиным в контрасте двух Петербургов, показанных в «Медном всаднике». Петербург во вступлении — это «полнощных стран краса и диво», с его башнями, дворцами, садами, столица Российского государства. В то же время — это город «бедного Евгения», бедных окраин, ветхих домиков, чердаков, «пожитков бедной нищеты».

ЧЕТВЕРТЫЙ ЧТЕЦ: Происшествие, описанное в сей повести, основано на истине. Подробности наводнения заимствованы из тогдашних журналов. Любопытные могут справиться с известием, составленным В. Н. Берхом.

ПЕРВЫЙ ЧТЕЦ
На берегу пустынных волн
Стоял он, дум великих полн,
И вдаль глядел. Пред ним широко
Река неслася; бедный чёлн
По ней стремился одиноко.
По мшистым, топким берегам
Чернели избы здесь и там,
Приют убогого чухонца;
И лес, неведомый лучам
В тумане спрятанного солнца,
Кругом шумел.

И думал он:
Отсель грозить мы будем шведу,
Здесь будет город заложен
На зло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно, 
Ногою твердой стать при море.
Сюда по новым им волнам
Все флаги в гости будут к нам,
И запируем на просторе.

ВТОРОЙ ЧТЕЦ
Прошло сто лет, и юный град,
Полнощных стран краса и диво,
Из тьмы лесов, из топи блат
Вознесся пышно, горделиво;

Где прежде финский рыболов,
Печальный пасынок природы,
Один у низких берегов
Бросал в неведомые воды
Свой ветхой невод, ныне там
По оживленным берегам
Громады стройные теснятся
Дворцов и башен; корабли
Толпой со всех концов земли
К богатым пристаням стремятся;
В гранит оделася Нева;
Мосты повисли над водами;
Темно-зелеными садами
Ее покрылись острова,
И перед младшею столицей
Померкла старая Москва,
Как перед новою царицей
Порфироносная вдова.

ТРЕТИЙ ЧТЕЦ
Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит,
Твоих оград узор чугунный,
Твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак, блеск безлунный,
Когда я в комнате моей
Пишу, читаю без лампады,
И ясны спящие громады
Пустынных улиц, и светла
Адмиралтейская игла,
И, не пуская тьму ночную
На золотые небеса,
Одна заря сменить другую
Спешит, дав ночи полчаса2. 
Люблю зимы твоей жестокой
Недвижный воздух и мороз,
Бег санок вдоль Невы широкой,
Девичьи лица ярче роз,
И блеск, и шум, и говор балов,
А в час пирушки холостой

Шипенье пенистых бокалов
И пунша пламень голубой.
Люблю воинственную живость
Потешных Марсовых полей,
Пехотных ратей и коней
Однообразную красивость,
В их стройно зыблемом строю
Лоскутья сих знамен победных,
Сиянье шапок этих медных,
На сквозь простреленных в бою.
Люблю, военная столица,
Твоей твердыни дым и гром,
Когда полнощная царица
Дарует сына в царской дом,
Или победу над врагом
Россия снова торжествует,
Или, взломав свой синий лед,
Нева к морям его несет
И, чуя вешни дни, ликует.

ПЕРВЫЙ ВЕДУЩИЙ: Отрывок этот славится как замечательно яркое изображение Петербурга, его восхваление. Он поражает пестротой своих картин и образов. Поэт начинает с парадной стороны города, с гранитной набережной Невы; с „прозрачного сумрака" белых ночей. Окрыленное воображение поэта все дальше и дальше увлекает его прочь от Петербурга как столицы империи: ему припоминаются быстрая езда на санках, девичьи румяные лица, веселый шум балов и, наконец, лицейский образ „холостой пирушки". Но, едва достигнув этого предела, поэт резким жестом обрывает свою нить ассоциаций и снова возвращается к официальному Петербургу: к парадам на Марсовом поле и салютам в торжественные дни.

ПЕРВЫЙ ЧТЕЦ

Красуйся, град Петров, и стой
Неколебимо как Россия,
Да умирится же с тобой
И побежденная стихия;
Вражду и плен старинный свой
Пусть волны финские забудут
И тщетной злобою не будут
Тревожить вечный сон Петра!

ВТОРОЙ ЧТЕЦ

Была ужасная пора,
Об ней свежо воспоминанье...
Об ней, друзья мои, для вас
Начну свое повествованье.
Печален будет мой рассказ.

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

ЧЕТВЕРТЫЙ ЧТЕЦ:

Над омраченным Петроградом
Дышал ноябрь осенним хладом.
Плеская шумною волной
В края своей ограды стройной,
Нева металась, как больной
В своей постеле беспокойной.
Уж было поздно и темно;
Сердито бился дождь в окно,
И ветер дул, печально воя.
В то время из гостей домой
Пришел Евгений молодой...
Мы будем нашего героя
Звать этим именем. Оно
Звучит приятно; с ним давно
Мое перо к тому же дружно.
Прозванья нам его не нужно,
Хотя в минувши времена
Оно, быть может, и блистало
И под пером Карамзина
В родных преданьях прозвучало;
Но ныне светом и молвой
Оно забыто. Наш герой
Живет в Коломне; где-то служит,
Дичится знатных и не тужит
Ни о почиющей родне,
Ни о забытой старине.

ВТОРОЙ ВЕДУЩИЙ: Словно древний пророк, достигший неправедность мира, Евгений отгорожен от людей и презираем ими. Сходство пушкинского героя с пророком становится особенно явным, когда Евгений в своем безумии внезапно прозревает и обрушивает свой гнев на «горделивого истукана».

ПЕРВЫЙ ВЕДУЩИЙ: Через всю поэму, через весь ее образный строй проходит двоение лиц, картин и смыслов: два Петра (Петр живой, мыслящий, «мощный властелин судьбы» и его превращение Медный всадник, застывшее изваяние), два Евгения (мелкий чиновник, забитый, униженный властью, и безумец, поднявший руку на «строителя чудотворного»), две Невы (украшение города, «державное теченье» и главная угроза жизни людей и городу), два Петербурга («Петра творенье», «юный град» и город углов и подвалов бедноты, город-убийца). В этом двоении образного строя и заключена не только главная композиционная, по и главная философская мысль Пушкина Мысль о человеке, его самоценности.

ПЯТЫЙ ЧТЕЦ

Итак, домой пришед, Евгений
Стряхнул шинель, разделся, лег.
Но долго он заснуть не мог
В волненье разных размышлений.
О чем же думал он? о том,
Что был он беден, что трудом
Он должен был себе доставить
И независимость и честь;
Что мог бы бог ему прибавить
Ума и денег. Что ведь есть
Такие праздные счастливцы,
Ума недальнего, ленивцы,
Которым жизнь куда легка!
Что служит он всего два года;
Он также думал, что погода
Не унималась; что река
Всё прибывала; что едва ли
С Невы мостов уже не сняли
И что с Парашей будет он
Дни на два, на три разлучен.
Евгений тут вздохнул сердечно
И размечтался, как поэт:

«Жениться? Мне? зачем же нет?
Оно и тяжело, конечно;
Но что ж, я молод и здоров,
Трудиться день и ночь готов;
Уж кое-как себе устрою
Приют смиренный и простой
И в нем Парашу успокою.
Пройдет, быть может, год-другой —
Местечко получу, Параше
Препоручу семейство наше
И воспитание ребят...
И станем жить, и так до гроба
Рука с рукой дойдем мы оба,
И внуки нас похоронят...»

ПЕРВЫЙ ЧТЕЦ

Так он мечтал. И грустно было
Ему в ту ночь, и он желал,

Чтоб ветер выл не так уныло
И чтобы дождь в окно стучал
Не так сердито. Сонны очи
Он наконец закрыл. И вот
Редеет мгла ненастной ночи
И бледный день уж настает... 

Ужасный день! Нева всю ночь
Рвалася к морю против бури,
Не одолев их буйной дури...
И спорить стало ей невмочь...
Поутру над ее брегами
Теснился кучами народ,
Любуясь брызгами, горами
И пеной разъяренных вод.

ЧЕТВЕРТЫЙ ЧТЕЦ:

Но силой ветров от залива
Перегражденная Нева
Обратно шла, гневна, бурлива,
И затопляла острова,
Погода пуще свирепела,
Нева вздувалась и ревела,
Котлом клокоча и клубясь,
И вдруг, как зверь остервенясь,
На город кинулась. Пред нею
Всё побежало, всё вокруг
Вдруг опустело — воды вдруг
Втекли в подземные подвалы,
К решеткам хлынули каналы,
И всплыл Петрополь как тритон,
По пояс в воду погружен.

ТРЕТИЙ ЧТЕЦ:

Осада! приступ! злые волны,
Как воры, лезут в окна. Челны
С разбега стекла бьют кормой.
Лотки под мокрой пеленой,
Обломки хижин, бревны, кровли,
Товар запасливой торговли,
Пожитки бледной нищеты,
Грозой снесенные мосты,

Гроба с размытого кладбища
Плывут по улицам! Народ
Зрит божий гнев и казни ждет.
Увы! всё гибнет: кров и пища!
Где будет взять?

Предпросмотр онлайн:

Скачать 149.74 Kb

Посмотрите также:

— Конспект проектно-исследовательской работы по творчеству А.А.Блока по русской литературе на тему «Шахматовские мотивы в творчестве А.А.Блока»
— Литературная викторина по произведениям А.С. Пушкина
— Внеклассное мероприятие «Азбука здоровья»
— Раздаточные карточки по теме «Строение текста. Тип и стиль речи»
— Интеллектуальная игра по литературе по разделу «Сказки для взрослых»