Методическая разработка "Выработка привычек для запоминания музыкального произведения"

  1. Материалы для учителя
  2. ИЗО, МХК

Автор материала: Селезнёва Марина Юрьевна Марина Юрьевна

Содержимое документа:

МБУ ДО «Детская школа искусств» МО «Сенгилеевский район» филиал в рабочем поселке Силикатный Методическая разработка: «Выработка привычек для запоминания музыкального произведения».

Преподаватель: Селезнева М.Ю.

Надежное выучивание музыкальной пьесы – очень непростое дело, которое требует времени. Каждый учащийся для разучивания пьесы должен проявлять максимум терпения. Но одних многократных повторений для запоминания не достаточно. Единственно надежным способом для запоминания музыки является анализ и установление сознательных ассоциаций. Например6 два отрывка, которые начинаются одинаково и заканчиваются по разному; фраза, заканчивающаяся на доминанте, в противоположность другой, завершающаяся на тонике. Только то, что запоминалось сознательно, можно вспомнить по собственной воле.

Когда в памяти имеется уже достаточно ясное представление о музыке, можно приступать к выработке привычек для запоминания:

  1. Выразительное, эмоциональное исполнение музыкального произведения. Учащийся быстрее и лучше запомнит то, что затронуло его эмоционально. При проигрывании музыкального произведения, преподаватель должен вложить чувство в каждую извлекаемую ноту, чтобы нашло отклик у учащегося. И само разучивание музыкального произведения должно быть эмоциональным. Выразительная игра оказывает незаменимую помощь памяти.

  2. Выработка удобной аппликатуры. При разучивании музыкального произведения надо выбрать удобную аппликатуру и не менять ее при каждом новом проигрывании.

  3. Уделение внимания одному предмету в каждый момент разучивания. Например: вначале работа над аппликатурой, потом над фразировкой и т.д.

  4. Правильно чувствовать музыкальный акцент. Такты , также как и доли не равны по силе. Равное ударение на каждой сильной доле, особенно в быстрых пьесах, ломает музыкальный ритм, делая музыку трудной как для запоминания, так и для игры.

  5. Проигрывание партии одной руки двумя руками. Такой метод даст возможность слышать, как должна звучать музыка.

  6. Не рекомендуется работать над одной пьесой много времени подряд. Повторение, если оно планируется недостаточно разумно, может даже помешать воспитанию необходимых и целесообразных привычек.

  7. Прекращать работу над музыкальным произведением до того, как появятся первые признаки утомления.

  8. Разучивания произведения по музыкальным частям.

Если одна и та же ошибка в пассаже повторяется несколько раз подряд, бесполезно учить пассаж снова и снова, надеясь, что он в конце концов получится сам собой. Вместо этого следует попытаться найти причину каждой такой ошибки. Если ошибка оказывается заученной, нужно приступить к перетренировке памяти. Если заучена фальшивая нота, нужно запомнить правильную ноту в ее отношении к другим. Причем в исправлении первоначального впечатления ценную помощь оказывает гармония. Однако такого рода ошибку устранить трудно. Несмотря на долгую и терпеливую работу по ее исправлению, как и память, так и привычки могут совершенно неожиданно вернуться к старому. Попытка «сломать» привычку оказывается роковой. «Музыкальные заикания» только усугубляются, если сосредоточить на них внимание. Поэтому, если ученик имеет частые зажимы, чем он меньше уделяет ей внимание, тем лучше. Нужно помнить, что мышечная и умственная свобода неразделимы. При изменении любой привычки важно полностью сосредоточится на новой привычке и воздерживаться от исполнения, не контролируемого сознанием, до тех пор, пока благодоря тщательной и терпеливой работе эта привычка не станет абсолютно надежной.

Вопросы, которые следует задавать самим себе учащимся фортепианных классов.

  1. Не продолжаю ли я заниматься вопреки усталости?

  2. Не занята ли моя голова во время работы посторонними вещами?

  3. Не слишком ли много времени я занимаюсь подряд?

  4. Составляю ли я хоть какой - ни будь план занятий?

  5. Уделяю ли я выразительности такое же внимание как нотам?

  6. Пытаюсь ли я находить оттенки выразительности, не указанные в тексте?

  7. Нет ли у меня пренебрежительного отношения к занятиям?

  8. Разделяю ли я в процессе работы произведение на фразы?

  9. Не останавливаюсь ли я в середине фразы?

  10. Стараюсь ли я найти причину ошибки?

  11. Отдыхаю ли я между повторениями?

  12. Считаю ли я количество повторений?

  13. Интересно ли мне заниматься старой пьесой, как и новой?

Предпросмотр онлайн:

Скачать 12.92 Kb

Посмотрите также:

— Ребусы башкирский язык
— Статья «Описание моего педагогического кредо»
— Музыкальный спектакль для учащихся 7-18 лет «Пропавшая принцесса»
— Майстер-клас з професійної педагогіки по використанню кейс-методу
— Сценарий проведения Дня птиц