Просодическая сторона речи - что же это такое?

  1. Материалы для учителя
  2. Доп. образование

Автор материала: Зорина Виктория Алексеевна

Содержимое документа:

ПРОСОДИЧЕСКАЯ СТОРОНА РЕЧИ –

ЧТО ЖЕ ЭТО ТАКОЕ?

Просодия как составляющая фонетической стороны речи

Существует несколько определений термину «просодия» (от греческого «prosodia»), но все они довольно похожи друг на друга.

Просодия (по Т.Ф. Ефремовой) – 1. Система произношения ударных и неударных, долгих и кратких слогов в том или ином языке. 2. Учение о соотношении слогов в стихе; совокупность правил стихосложения. Совокупность элементов языка, на которых строится стихосложение.

Просодия (по С.И. Ожегову) – 1. То же, что стиховедение. 2. Часть стиховедения – учение о метрически значимых элементах речи. 3. Система произношения ударных и неударных, долгих и кратких слогов в речи.

По мнению Н.И. Жинкина, просодия является наивысшим уровнем развития языка.

В логопедии просодия является одной из составляющей фонетической стороны речи, и представляет собой набор голосовых характеристик, совокупность ритмико-интонационных свойств (далее компонентов) речи.

Единого мнения по количеству этих компонентов у авторов нет. Основные приводимые исследователями понятия просодии представлены на Рисунке 1.

Рисунок 1

Основные понятия просодической стороны речи

Эти просодические компоненты определяют выразительность, разборчивость речи, ее эмоциональное воздействие в процессе коммуникации, несут определенную семантическую нагрузку.

Речевое дыхание – это возможность человека выполнять короткий глубокий вдох и рационально распределять воздух при выдохе с одновременным произнесением различных звукосочетаний. Иными словами, это основа звучащей речи, источник образования звуков и голоса.

Дикция – правильное, чистое, четкое и ясное произношение звуков речи, зависящее от активной и правильной работы артикуляционного аппарата: языка, губ, неба, нижней челюсти и глотки.

Интонация – это (от лат. intonare – громко произносить) ритмико-мелодическая сторона речи, служащая в предложении средством выражения синтаксических значений и эмоционально-экспрессивной окраски.

В это понятие включаются сразу несколько акустических элементов речи, которые можно выделить и как самостоятельные компоненты просодии, например: темп, паузы, тембр речи, тон речи, мелодика.

Интонация является основной составляющей просодии. Через интонацию выявляется смысл речи и ее подтекст. Она уточняет семантическую сторону речи, выявляет ее эмоциональное содержание и оказывает сильное воздействие на слушателя.

Ударение – акцент, выделение каким-либо акустическим средством (высотой звука, силой звука, длительностью звучания, отсутствием редукции) одного из компонентов речи: слога в составе фонетического слова – словесное ударение, слова в составе синтагмы – синтагменное ударение, синтагмы в составе фразы – фразовое ударение, какого-либо слова для подчеркивания его особого значения – логическое ударение.

Мелодика речи – совокупность тональных средств, характерных для данного языка (повышение и понижение тона голоса), которая придает речи разнообразные оттенки (певучесть, мягкость, нежность и другие) и позволяет избежать монотонности.

Темп речи – скорость произнесения определенных отрезков речи, взаимосвязанная с содержанием высказывания и зависящая от стиля произношения.

Ритм речи – последовательное чередование через определенные отрезки времени элементов речи, имеющих смысловое или выразительное значение.

Пауза (паузация) – (лат. pausa от греч. pausis – прекращение) – это «незвуковое» интонационное средство, временная остановка звучания, перерывы в произнесении речевых элементов. Паузы разрывают поток речи, чем облегчают восприятие речи.

Голос – способность человека издавать звуки (при разговоре, пении, крике, смехе, плаче), имеющая определенные качества, такие как: сила, высота тембр, тон, полетность, модуляция.

Сила голоса – его громкость, зависящая от активности работы органов дыхания и речи. При нарушении силы голоса он становится иссякающим, слабым, либо слишком громким. Гибкое изменение силы (громкости) голоса – это средство достижения выразительности речи, ее разнообразия, адекватности ситуации общения.

Высота голоса – это физиологическое свойство речевого голоса к тональным изменениям (изменению диапазона), управляемое напряжением голосовых складок и частотой их колебаний. При нарушении высоты голоса он становится монотонным, дрожащим, невыразительным, иногда фальцетообразным.

Тембр голоса – колорит голоса, его дополнительная артикуляционно-акустическая окраска. Если тон голоса может быть общим для многих людей, то тембр – это индивидуальная особенность, которая зависит от деятельности ротоносоглоточного резонатора, его строения и функций. У каждого человека свой тембр. Тембр голоса может изменяться, что зависит от эмоционального состояния человека, от времени суток. Тембр голоса бывает разнообразным, а его восприятие всегда субъективно.

Тон голоса – эмоционально-экспрессивная окрашенность голоса, способствующая выражению в речи говорящего его чувств и намерений. Тон речи может быть добрым, злым, восторженным, официальным, дружеским и так далее.

Полетность голоса – длительность звучания отдельных фраз, слов и звуков, способность быть хорошо слышимым на значительном расстоянии без увеличения громкости голоса.

Модуляция голоса – способность изменять голоса по силе, тону, высоте, тембру и длительности звучания.

Таким образом, просодия – это «многокомпонентное явление, представляющее собой совокупность определенных акустических элементов».

Материал подготовлен воспитателем группы «Сказка» (ГБДОУ №9)

Зориной В.А.

Предпросмотр онлайн:

Скачать 126.25 Kb

Посмотрите также:

— "Развитие воображения дошкольников в условиях ДОУ"
— Баланы мектептегі оқуға дайындаудың психологиялық бағыттары
— Рекомендации для родителей «Как бороться с плохим аппетитом?»
— Развитие просодической стороны речи в онтогенезе