Работа музыкального руководителя с педагогическим составом ДОУ по повышению их музыкально-педагогической квалификации.

  1. Материалы для учителя
  2. Начальные классы

Автор материала: Мазяр Татьяна Анатольевна

Содержимое документа:

Работа музыкального руководителя с педагогическим составом ДОУ по повышению их музыкально-педагогической квалификации.

Мазяр Т.А.,

МБДОУ д\с комбинорованного вида №64

г.Белгорода,

музыкальный руководитель


Роль воспитателя в музыкальной работе с детьми дошкольного возраста исключительно велика, так как педагог имеет возможность использовать музыку наиболее разнообразными способами и в различные моменты пребывания ребенка в ДОУ. Как бы ни была высока музыкальная и педагогическая квалификация музыкального руководителя, ни одна из основных задач музыкального воспитания не может быть достигнута, если занятия проводятся без участия воспитателя, если музыка звучит для детей только в те дни, когда их приводят на музыкальное занятие, если с детьми поют и танцуют только во время организованных музыкальных мероприятий.

Проведенное исследование на базе МБДОУ детский сад комбинированного вида № 64 города Белгорода показало, что 50 % педагогического персонала не имеет элементарных навыков совместного музыцирования, как в пении, так и в танце. Это чаще всего педагоги, которые не учились в педагогическом училище, а получили высшее образование по заочной форме обучения. Такой специалист никогда не пел в хоре и не водил хороводов, за исключением школьных лет (что так же не является обязательным показателем). Понятно, что педагогу без таких навыков совместного музыцирования будет не просто обеспечивать правильное музыкальное воспитание детей в своей группе.

В работе с группой воспитателю необходимо умение использовать музыкально- двигательный материал, чтобы детям было интересно слушать музыку, участвовать в подпевании и пении, плясать и играть, чтобы все эти разнообразные проявления музыкальной активности ребёнка неуклонно развивали его интерес и любовь к музыке.

Данное исследование показало так же, что не все педагоги могут точно интонировать, и ритмично двигаться под музыку. Соответственно такому педагогу будет не просто оказывать помощь музыкальному руководителю в подготовке детей к утреннику. Воспитателю сложно точно запомнить мелодию песни и потом повторить с детьми в группе, а если эту песенку ребята поют только два раза в неделю на музыкальных занятиях, то удовлетворительного результата на утреннике можно не ожидать.

Наиболее высокое качество работы может быть обеспеченно в тех учреждениях, где воспитатели, постоянно повышая свою музыкально-педагогическую квалификацию, становятся активными и умелыми помощниками музыкального руководителя. Подготовленный педагог может продуктивно использовать тот или иной музыкально-двигательный материал в повседневной в работе с детьми, обоснованно включать его в свой план работы с группой и в случае надобности (например, во время отпуска музыкального руководителя) сможет самостоятельно провести простейшие музыкальные занятия с детьми и т.д. Конечно, такая квалификация приобретается педагогами постепенно, как и в результате наблюдений и анализа работы музыкального руководителя с детьми, так и с накоплением собственного педагогического опыта. Безусловно, что в нынешнее время с таким активным развитием компьютерных технологий и огромным количеством аудио и видео материала для детей различного возраста, стало намного проще, используя мультимедийное оборудование, провести музыкальное занятие с детьми, но что может сравниться с живым человеческим голосом? Ведь не секрет, что дети (особенно младшая группа) с большим удовольствием поют вместе с “живым воспитателем”, нежели с “чужой тётей” под магнитофон.

Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что работа музыкального руководителя с педагогическим составом ДОУ по повышению их музыкально-педагогической квалификации очень важная и нужная задача. Одним из эффективнейших средств для достижения этой задачи является совместная хоровая деятельность. Она не только позволяет человеку учиться совместному пению, но и помогает воспитателю, с неточным интонированием, слушая других, точнее воспроизводить мелодию песни. Конечно, что не все участники хора одинаково быстро и с одинаковым успехом смогут приобрести навыки и знания необходимые для точного интонирования, так как это зависит от музыкальной одаренности каждого участника, от особенности его характера и от предыдущего опыта работы в данной области.

В силу того, что ДОУ функционирует по своему четкому распорядку дня, занятия хором, получается, проводить только во время сна детей, поэтому необходима особенно четкая организация работы во время репетиции хора.

Приемы разучивания музыкального материала, будь то распевка или песня должны быть разнообразными, но простыми и помогающими выполнению поставленной задачи. Нельзя, например, ограничиваться однообразным многократным повторением одной песни, всякий раз напоминая о том, что определенное место мелодии исполняется не правильно. Однообразное повторение материала ведет к тому, что у участников хора ослабевает внимание, пропадает желание исправлять ошибку, и она становиться привычной, а переучивать всегда сложнее, чем учить. Если же ошибка не только сразу же замечена, но и исправлена соответствующим методическим приемом, результаты работы сразу же становятся заметными. Рассмотрим несколько типичных ошибок в исполнении песен и их исправление.

  1. Неточная передача мелодии.

Прием исправления: Прекратить пение, отметить к какой музыкальной фразе допущена ошибка. Предложить внимательно прослушать этот отрезок мелодии: пропеть или проиграть этот отрезок не громко – так лучше мобилизуется внимание слушателей. После такого прослушивания провести поочередное исполнение проигранного отрезка мелодии, каждым певцом. Затем хормейстер предлагает правильно поющим присоединиться к нему и, таким образом, постепенно увеличивает группу запевал. После того, как ошибка исправлена, можно вернуться к исполнению всей песни.

  1. Крикливое пение.

Прием исправления: Очень распространенный недостаток в пении, его нужно искоренять не только постоянным напоминанием о том, что не следует кричать, но и подбором специального музыкального материала, который не допускает крика. Например, колыбельные песни, либо распевки на : «ду-ду», «у-у», «лю-ли». Так же можно мелодию песни пропеть без слов на слог «ду», либо «лю».

3.Неправильно передаваемый ритм.

Прием исправления: В этом случае надо предложить участникам хора прохлопать ритм и затем, после того как ритм ладошами прохлопан верно, пропеть этот музыкальный материал так же продолжая хлопать точно в ритм.

4.Зажатый речевой и певческий аппарат.

Прием исправления: Упражнение на расслабления мышц: надбровных, затылочных, шейных и грудных. (Зеваем). Легкий самомассаж выше перечисленных мышц.

Упражнения на релаксацию мышц вокально-речевого аппарата: ПТКА-ПТКЕ-ПТКИ-ПТКО-ПТКУ.

КУРЛЫ-КУРЛО-КУРЛА-КУРЛУ.




Так постепенно расширяя и углубляя работу с педагогами в хоре, музыкальный руководитель повышает их музыкально-педагогический уровень, обеспечивая этим наиболее полное осуществление задач связанных с музыкальным воспитанием дошкольников.



Предпросмотр онлайн:

Скачать 21.46 Kb

Посмотрите также:

— "А.Блок и А.Ахматова в вокальной музыке XX века"
— Системное изучение искусств на уроках фортепиано
— Статья по предмету музыка "Внедрение ФГОС на уроках музыки"
— Формирование гражданственности и патриотизма начинается с детства.
— Школьные годы с музыкой