Сценарий лекции - концерта "Музыка танца"

  1. Материалы для учителя
  2. Начальные классы

Автор материала: Буйневич Елена Алексеевна

Содержимое документа:

Лекция – концерт « Музыка танца»

Человечество танцевало с незапамятных времен. Уже в наскальных рисунках, созданных несколько тысяч лет тому назад, встречаются изображения пляшущих людей. А в дошедших до нас творениях живописи и скульптуры Древней Греции и Рима, Древнего Египта и Китая танцевальным сюжетам нет числа. В танцах первобытные люди изображали животных или силы природы и просили у духов удачи в охоте. А потом появились бытовые танцы, танцы для получения удовольствия. Древние греки были первыми, кто превратил их в развлечение. Они были в восторге от танцев. Например, Аристотель считал танцы полезными, так как они передавали характерные особенности поведения людей. Высоко ценил танцы и автор “Илиады и Одиссея” Гомер.

А вот выдающийся римский император Цицерон так сказал о танцах: “Здравомыслящий человек, если только он не выжил из ума, не танцует ни один, ни в чьем либо обществе, так как танцы — спутник распущенности…”. Представляете, что бы Цицерон сказал о современным дискотеках.

В наскальных рисунках рядом с человеком танцующим нередко изображен человек играющий, с музыкальным инструментом в руках. Музыка и танец – неразлучные друзья, танец без музыки почти немыслим. Но танцевальная музыка двухтысячелетней давности для нас, к сожалению, потеряна, да и о самих танцевальных движениях мы мало что знаем. Однако чем ближе к нашей эпохе, тем сведений у нас все больше.

Необычайно великое наследие танцевальной музыки не позволит сегодня вспомнить все ее стили и жанры. Но мы и не будем ставить такую задачу. И насладимся музыкой, которую представят нам наши исполнители.

Попробуем мысленно перенестись в Польшу и вспомнить, какие танцы танцевали жители этой страны. Наиболее известные из них – полонез, краковяк и мазурка и конечно полонез, один из самых древних танцев. Историки многие десятилетия пытались найти истоки происхождения полонеза. Существовало несколько основных гипотез.

По самой распространенной версии, полонез возник как свадебный танец приблизительно в XV веке и назывался «ходзонный», то есть «вышагиваемый». Сначала он исполнялся исключительно на народных гуляниях. Обычно он открывал и закрывал праздник. Во всех областях Польши народный полонез танцевали с припевками. Спевший самый красивый куплет получал право вести танец. Его, в свою очередь, мог сменить через несколько фигур новый победитель.

Полонез был одним из самых любимых поляками народных танцев. Его сравнительно незатейливую хореографию крестьяне старательно украшали дополнительными деталями. Например, в XVI—XVII веках девушки танцевали ходзоный в венках. Идя одна за другой, девушки тайком поглядывая на юношей, следовавших за ними. Затем девушки снимали венки и дарили их юношам, которые им нравились и своим возлюбленным, и только после этого составляли пары танца. Юношей и девушек сменяли семейные пары. Молодым людям в таких случаях не разрешалось танцевать с замужними женщинами.

Постепенно проникая в слои мелкой шляхты, полонез к концу XVI века превратился в пышный дворцовый танец. Вероятно он звучал во время торжеств и церемоний, посвященных избранию королем Генриха Валуа. Танец описывали как торжественное шествие, и назывался он «Танец Великий». Возможно, именно этот танец ближе всего по характеру исполнения похож на полонез, ставший известным и популярным лишь в начале XVIII века как официальный танец торжественных мероприятий на балах-приемах, самому танцу стал присущ особенный ритм, акцентированный на первой четверти.

Со временем полонез изменялся и в итоге перестал быть простым шествием – теперь танец включал и фигуры. Обычно фигуры (движения) предлагала первая пара в шествии, а остальные должны были их повторять. Фигуры полонеза следовало исполнять точно друг за другом, даже было известно, за сколько тактов нужно выполнить ту или иную фигуру.

Сейчас полонез почти не танцуют, но этот великолепный танец навсегда остался в концертной музыке. Трудно найти человека, который не знал бы такое замечательное музыкальное произведение, как «Полонез» Огинского, который также известен под названием «Прощание с Родиной». Прекрасная грустная мелодия проникает в душу и легко запоминается. «Полонез» Огинского принято считать одним из самых любимых и популярных произведений классической музыки.

« Полонез» Огинского, исп._______________

В России полонез был известен еще в допетровское время, однако само слово «полонез» в русскоязычной литературе до начала XIX века не встречается. В России этот танец получил имя «польский», под каковым и существовал. Он же стал первым танцем, какому научился Петр I в немецкой слободе. Отмечается, что русский вариант польского отличался от общеевропейского сдержанностью, степенностью, которая более соответствовала «длинным в ту пору одеждам русских».

В.Коровицин «Полонез» , исп._____________

В послепетровские времена значение «польского» несколько снижается. «Польский» вытесняется менуэтом. В 18 веке менуэт стал «королем танцев», его родина - Франция.

Мода на «все французское» привела к быстрому распространению менуэта в других странах. В Россию танец проник во время царствования Петра І и занял почетное место среди бальных танцев вплоть до 30-х годов 19 века.

Особенность менуэта – в его грации и изяществе. Исполнители должны были работать над пластичностью движений, плавностью переходов из позы в позу. Особое внимание уделялось мягкости рук: изгибы кистей дорисовывали позы танца, соединение рук партнеров осуществлялось плавно, локти не следовало поднимать слишком высоко.

Особенно сложной была партия кавалера: она предполагала манипуляции со шляпой. Кавалер должен был элегантно снять шляпу, красиво переложить из руки в руку, снова красиво надеть. Пышные наряды танцующих предполагали медленные, торжественные движения. Кавалеру надлежало всячески демонстрировать почтительность и уважение к даме.

Боккерини «Менуэт», исп.____________________

Расположение танцующих на придворных балах было строго по рангам: начинали шествие первые особы двора – король и королева. За ними шли дофин со знатной придворной дамой, а за ними - остальные гости. Темп менуэта неспешный, движения важные, величественные, построенные на реверансах и поклонах, что создавало впечатление не столько танца, а, скорее, приглашения к танцу. Менуэт включал в себя многочисленные торжественные проходы вперед, назад, вбок, церемонные приветствия. Несмотря, на кажущую простоту движений, обучение танцу длилось долго, так как требовалось досконально овладеть техникой исполнения.

Герой одного из рассказов Ги де Мопассана произнес: — Менуэт, сударь, — это король танцев и танец королей. С тех пор как не стало королей, не стало и менуэта...

Б. Барток «Менуэт», исп._________________

А теперь перенесемся в Италию. В современной Италии, существует фестиваль под названием «Ночи тарантула». Его участники танцуют веселый танец - тарантелла.

  Тарантелла – это танец, появившийся на свет в 15-м столетии на юге Италии. Существует несколько легенд, связанных с этим танцем. Одна из них рассказывает, что в древности, во время жертвоприношения, выбранную жертву закрывали в помещении, наполненном тарантулами. Жертва была вынуждена под музыку прыгать среди ядовитых пауков, надеясь избежать укусов. Темп музыки постепенно убыстрялся, и обессиленная жертва падала от усталости и погибала.

Существует и другая версия происхождения танца. Она также связана с экзотическим пауком тарантулом. Согласно легенде, укус паука вызывал страшную болезнь – «тарантизм». Каждый заболевший был обречен на смерть. И лишь одно спасение было у укушенного – стремительная, необузданная пляска, разгоняющая кровь и нейтрализующая действие яда. В эту легенду в Италии верили более двух столетий, начиная с 15 века. По улицам итальянских городов бродили оркестры, которые состояли из барабанов, флейт, кастаньет и бубнов, исполняя зажигательную музыку, помогали горожанам исцелиться от «страшной» болезни.

Насколько правдивы данные легенды – неизвестно. Но в прошлом люди действительно верили в целебное действие танца. Врачи даже спорили, что дает больший эффект – быстрые танцевальные движения или музыка.

Тарантелла – быстрый, энергичный и зажигательный танец, построенный на мелких прыжках и подскоках, танцуется с нарастающей быстротой движений. По своему настроению он как современные хип-хоп танцы.Танцующие тарантеллу образовывают круг, время от времени, резко меняя его направление. Этот танец часто танцуют на свадьбах в Италии. Как вариант, тарантелла может исполняться, как танец-соревнование, где танцующие состязаются в выносливости

Однако, в средние века духовенство негативно относилось к этому танцу, его даже запрещали и считали неприличным, так как его исполняли женщины из низших слоев общества. Вопреки всему, танец очень нравился итальянскому народу и со временем, благодаря итальянскому кардиналу Барберини стал придворным танцем и исполнялся аристократией Италии.

Вскоре танец стал популярным и в других государствах – Германии, Нидерландах, Франции. Ведущие композиторы не раз увековечили темпераментный танец в своих произведениях.

М.Глинка «Тарантелла», исп.____________________

Вспомним о танце, который многие считают русским народным – о кадрили. На самом деле это не так. Кадриль – одна из самых «живучих» разновидностей контрданса, распространившаяся в конце 17 века во всех европейских странах. Легкость и изящество движений, четкое блестящее исполнение всех фигур доставляли удовольствие не только танцующим, но и зрителям. В России кадриль танцевали и на балах, и на народных праздниках. К концу 19 века движения кадрили стали упрощаться. Вскоре кадриль, утратив свое обаяние и изящество, исчезла из салонного обихода. В измененном виде кадриль сохранилась в русском народном быту. Оживленный двудольный танец имел множество местных вариантов. На севере ее исполняли сдержанно и плавно, на юге – быстрее, с подскоками, притопами, приплясами. Современные авторы также не обходят своим вниманием этот танец.

Предпросмотр онлайн:

Скачать 62.50 Kb

Посмотрите также:

— Урок на тему «Музыка моего народа. Русская народная песня»
— Конспект урока по теме: «Мир русской песни»
— Конспект урока по музыке «Русская частушка»
— Урок по музыке «Русская частушка»
— Конспект урока «От всей души седины славим!»