Сценарий Открытого урока о литературе в 7 классе

  1. Материалы для учителя
  2. Технология

Автор материала: Савенко Ольга Даниловна

Описание документа:

Сценарий Открытого урока о литературе в 7 классе по теме “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова” (традиционная и новая трактовки произведения).   ФОРМА УРОКА: урок-конференция с элементами дискуссии. Ц Е Л Ь: Наблюдение взаимности характеров и обстоятельств, защита чести, права, достоинства человека в условиях самодержавной деспотии и призыв к свободе на Руси в 16в. ЭПИГРАФ: Какая точность и определенность в каждом слове, как                                                                                                       на месте и как не заменимо другим                                                                                                       каждое слово! Какая сжатость,                                                                                                       краткость и вместе с тем                                                                                                       многозначительность! В.Белинский Доска: Заголовок, иллюстрации к произведению, словарь слов, кроссворд, газеты. Справочная инф. К кроссворду, портрет М.Ю. Лермонтова.

Содержимое документа:

Савенко О.Д.

МБОУ СОШ №124

Сценарий

Открытого урока о литературе в 7 классе по теме “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова”

(традиционная и новая трактовки произведения).

ФОРМА УРОКА: урок-конференция с элементами дискуссии.

Ц Е Л Ь: Наблюдение взаимности характеров и обстоятельств, защита чести, права, достоинства человека в условиях самодержавной деспотии и призыв к свободе на Руси в 16в.

ЭПИГРАФ: Какая точность и

определенность в каждом слове, как

на месте и как не заменимо другим

каждое слово! Какая сжатость,

краткость и вместе с тем

многозначительность!

В.Белинский

Доска: Заголовок, иллюстрации к произведению, словарь слов, кроссворд, газеты. Справочная инф. К кроссворду, портрет М.Ю. Лермонтова.

(Звучит музыка “Ой, да ты калинушка”).

Сл.учит. Впервые в 7 классе вы познакомились с крупным произведением. Видимо, оно напомнило и народные сказки, и былины. Распевный строй “Песни про купца Калашникова…”, характеры героев, из взаимоотношения также близки русскому утному народному творчеству. Вместе с тем это поэма об историческом прошлом Руси, поэма, показывающая нам картины быта XV века.

Мы с вами присутствуем на конференции, а мероприятия такого рода предпологают выступления, вопросы, обсуждения.

В.: Что нового вы узнали о Лермонтове из рассказа Ираклия Андронникова? Какими талантами одарила поэта природа?

А теперь, как и на любой конференции послушаем доклады.

сценарий открытого урока по литературе в 7 классе по теме Песня про царя Ивана Васильевича

сценарий открытого урока по литературе в 7 классе по теме Песня про царя Ивана Васильевича

1-ый доклад (выступление) называется “Опубликование “Песни о купце Калашникове”, ее историческая основа, тема, идея.

Уч.: Эта реалистическая по своей стилевой доминанте поэма опубликована поэтом в 1838 году в либеральных «Литературных прибавлениях к «Русскому инвалиду», выходивших под редакцией А.А. Краевского. Разрешив, по просьбе В.А. Жуковского, публикацию «Песни…», министр просвещения граф С.С. Уваров, однако, не позволил напечатать имя ее автора, и произведение вышло с подписью «-в».

Еще на заре своей молодости, в 1830 году, поэт записал: «Если захочу вдаться в поэзию народную, то, верно, нигде больше не буду ее искать, как в русских песнях». Освоив и горячо полюбив устное творчество русского народа, Лермонтов превратил его наряду с действительностью в источник своей поэтической лиры. Смысл «Песни…» - защита чести, права, достоинства человека в условиях самодержавной деспотии и призыв к свободе. Белинский проницательно сказал, что самый выбор темы этой песни «свидетельствует о состоянии духа поэта, недовольного современною действительностью и перенесшегося от нее в далекое прошедшее, чтоб там искать жизни, которой он не видит в настоящем»

Однако история в “Песне…” художественно вымышленная. Подход Лермонтова к историческому материалу отличен от пушкинского. Если вымысел Лермонтова не ориентирован на точные и достоверные источники, как вымысел Пушкина, то само воспроизведение исторической действительности в еще большей степени, чем пушкинское, служит для познания жизни современной. И Пушкин, и Лермонтов ищут истоки русского национального характера, истоки русского мироощущения, задумываются над движущими силами исторического процесса. В самих этих поисках они проходят к разным выводам. Историческая действительность воспроизводится в ее вымышленной реальности, достоверности, точности. Характер выступает как порождение данной исторической действительности; психология героя исторически детерминирована, то есть он поступает так, как это диктуется исторической реальностью. Мироощущение героя не противоречит исторически сложившемуся укладу жизни. Здесь совершенно четкая и осознанная ориентация на реализм. “Песня…” задумана как прямая антитеза негероическому племени, а поведение Калашникова – как действенный пример для современного поэту поколения.

В “Песне…” философский смысл истории средневековья заключается прежде всего в том, что истоки русской национальности, мятежного начала и личного достоинства отнесены к тому, когда Россия еще не встала на путь европейской цивилизации. Время Ивана Грозного предстает как некое преддверие к будущему развитию . В нем все еще достаточно прочно. Национальные устои крепки и узаконены в частном быте и быте Грозного:

То за трапезй сидит во златом венце,

Сидит грозный царь Иван Васильевич.

Позади его стоят стольники,

Супротив его все бояре и князья,

По бокам его опричники,

И пирует царь во славу Божию,

В удовольствие свое веселье.

Царь – блюститель установленного и освященного веками закона жизни. Он призван его соблюдать и следить за его исполнением. Пригорюнившемуся Кирибеевичу Иван Васильевич готов помочь и развивает перед ним обычную картину сватовства:

Мой верный слуга! Я в твоей беде,

Твоему горю пособить постараюся.

Вот возьми перстенек мой ты мой яхонтовый

Да возьми ожерелье жемчужное.

Прежде свахе смышленной поканяйся.

И пошли дары драгоценные,

Ты своей Алене Дмитриевне.

Как полюбишься – празднуй свадьбу,

Не полюбишься – не прогневайся.

Царь следует обычаю, уважая и достоинство Кирибеевича, и достоинство возможной невесты. Он поступает в народных традициях, не помышляя о насилии ни над волей своего раба, ни над волей Алены Дмитриевны.

Царь и народ в “Песне…” одинаково равноправны. Сила царя и его могущества не в насилии над русским народом, христианским законом, а в согласии с ним. Этот закон, предстающий у Лермонтова как основа народной морали, никому не дано безнаказанно нарушать. Через фольклор Лермонтов передает мысль о народности христианского закона, вошедшего в психологию, быт, обычаи русского люда. Подобно тому царь блюдет закон во всей земле. Степан Парамонович – в своей семье, в своем доме. Все подчиняются вековым обычаям, несмотря на кастовые различия. Кирибеевич также обязан по долгу службы следить за исполнением обычаев, хранимых народом. Царь и опричник в “Песне…” взяты не с точки зрения их действительной, реальной силы в государстве, а со стороны их отношения к народной правде. Лермонтова в “Песне…” интересовал один аспект проблемы – царь и народный обычай, царь и христианский закон. Жестокая эпоха Грозного предстала в частном быте, в характернейших свойствах семейных отношений, в бытовом веселье и в удовольствиях царя, но не в государственной (внешней или внутренней) политике Грозного.

Учит.: Слушаем следующий доклад не тему: “Образная система в “Песне…”, Степан Калашников, опричник Кирибеевич, Иван Грозный, Адена Дмитриевна.

Учен.: В этом произведении автор столкнул две силы – народную правду и самодержавное своеволие. Народная правда воплощается в образе простого человека – купца Калашникова. Нужно иметь в виду, что в конце XVI века, когда происходили описываемые в «Песне…» события, купечество еще не было привилегированным классом.

Его обычаи и нравы находились в тесной сращенности с бытовым укладом трудового люда и во многом отражали народное понимание добра и зла. В образе Степана Парамоновича предстает русский национальный характер, цельный, героический. Это человек правды, смелости, достоинства и чести, крепких морально-бытовых правил, верный муж и добрый отец, охраняющий святость народных обычаев, исконные традиции брачно-семейных отношений, незыблемость семьи, спокойствие своих детей. Отстаивая правду и честь, он убил Кирибеевича. И с дерзкой смелостью заявил царю: «Я убил его вольной волею, А за что про что – не скажу тебе. Скажу только богу единому». Душевная величавость, истинная человечность слышатся в прощальных словах Степана Парамоновича: «Поклонитесь от меня Алене Дмитревне, Закажите ей меньше печалиться, про меня моим детушкам не сказывать»…

Иначе изображен опричник Кирибеевич. Лермонтов не скрывает и его положительных свойств. Это «удалой боец», преданный царю, человек сильных страстей, способный на глубокую любовь. Но он и «буйный молодец», самонадеянный и чванливый самолюбец, привыкший к необузданному, ничем не ограниченному своеволию. «Лукавый раб», Кирибеевич утаил от царя, что Алена Дмитревна «в церкви божией перевенчана» с молодым купцом.

Лермонтов отмечает противоречивость Ивана Грозного. Он милостив к братьям, детям и жене Калашникова. Но доброта и справедливость не ведущие черты его характера. Это капризно-своевольный, суровый властелин.

Концовка «Песни…» – народное сочувствие ее герою. Его «безымянная могилка» никого не оставляет равнодушным. Добрая память о Калашникове – осуждение Ивана Грозного и его слуг, подобных Кирибеевичу. А.В. Луначарский, отрицая осознание смысла «Песни…» как славянофильского примирения Лермонтова с тогдашней действительностью, справедливо видел в иен «заряд гигантского мятежа», а в образе Калашникова – «представителя народа». «Песня…», рассказывая о прошедшем, несомненно, служила уроком для современников.

Поведение Калашникова определяется условиями жизни, принимаемыми им, но нарушение этих условий, привычных норм воспринимается как трагедия. Герой защищает нормы, освященные традицией и законом, установленные веками народной жизни, подчиненность сложившемуся укладу. Герой выступает сразу как бы и от имени народа, и от себя лично – его личные интересы проникнуты общенародными. Личная судьба Степана Калашникова пересеклась с народной судьбой, с защитой интересов и устоев русского народа. Отсюда, с одной стороны идеализация русского средневековья, исторических форм русской жизни, характерная для романтизма, а с другой – ясно, что протест героя вызывает изнутри этой народной жизни как ее закономерной порождение и присущее ей начала черта скорее присущая реализму, нежели романтизму. У Лермонтова нравственное достоинство личности обеспечивается защитой старых, вековых устоев, к которым, однако, нет возрастов....

Предпросмотр онлайн:

Скачать 34.86 Kb

Посмотрите также:

— Интегрированный урок в 7 классе (литературоа и география) «Храни меня, мой талисман»
— Урок литературы в 7 классе по рассказу Шукшина «Микроскоп»
— План и материалы урока по литературе в 7 классе Б.Васильев «Завтра была война»
— Урок по русскому языку для 7 класса по теме «Фантастический мир в повести Стругацких «Малыш»
— Урок + презентация по русскому языку для 7 класса по теме «Действительные и страдательные причастия»