Создание творческого продукта (технология малого проекта) в условиях «Творческой мастерской» для младших школьников – ключ к развитию

  1. Материалы для учителя
  2. ИЗО, МХК

Автор материала: Черных Марина Викторовна

Содержимое документа:



Создание творческого продукта (технология малого проекта) в условиях «Творческой мастерской» для младших школьников – ключ к  развитию

творческих способностей учащихся в рамках  ФГОС»

Слайд №1: .Введение.

 В настоящее время во всех сферах общественной жизни востребованы люди творческие, активные, мобильные, инициативные. Современный человек должен уметь наблюдать, анализировать, вносить предложения, отвечать за принятые решения, проявлять творческую инициативу.  Поэтому в образовании чрезвычайно высок интерес к инновационным методам обучения.

Каждому педагогу известно, что дети уже по природе своей – творцы. С педагогической точки зрения неважно, является ли детское творчество принципиально новым и неординарным. Здесь самое ценное – осознание своего личного творческого «я» каждым ребенком. Именно этот опыт креативного, творческого мышления и является основным педагогическим результатом и самым важным приобретением ребёнка. Весьма актуальным в этом смысле представляется использование такой прогрессивной формы обучения, как «Творческая мастерская», нередко используемая в системе современного дополнительного образования. Она позволяет наиболее полно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и творческие способности детей, формируя у них универсальные учебные действия, что является обязательным условием ФГОС, внедрение которого может происходить через организацию занятий в форме Мастерской, так как данная форма занятий – ориентирована на развитие личности младшего школьника.

Слайд№2: Учебный курс «Тропинка к себе», реализуемый в АРТ-студии «АС» Дестко-юношеского центра даёт учащимся возможность получить начальные знания из сферы психологии, а также научится понимать природу чувств и межличностных взаимоотношений, корректировать поведенческие реакции за счет элементов арт-терапии и игровых технологий. Курс предполагает в качестве основной формы обучения - тренинг, условия которого позволяют включение иных форм, таких как «кейс-стади», «проект», «Творческая мастерская». Творческая  деятельность  в рамках «Творческой мастерской» способствует активизации способностей учащихся, развитию личности, формированию навыков самостоятельного поиска проблемы.

Слайд№3: Выбор мой, разумеется, не случаен, а обусловлен определенным профессиональным опытом и его результативностью. До 2012 года являясь педагогом МБОУ ДОД СДЮТиЭ и руководителем молодежного творческого объединения «Пилигрим» (старшеклассники, студенты), активно использовала инновационные методики на занятиях, в том числе - форму Творческой мастерской.

Интересно, что инициаторами и активными организаторами Мастерской нередко оказывались сами ребята. В Пилигриме приветствовалось творческое начало во всем: будь то нестандартная форма или тема дискуссии, интересный необычный проект, или благотворительная акция на городском уровне. Всегда поощрялась инициатива и стремление к совершенствованию собственных качеств, раскрытию новых талантов.

Слайд№4: Результаты проявлялись в нескольких сферах: общественной, социальной, личной. Сохранился целый архив сценариев многочисленных тематических вечеров, концертов, благотворительных акций, которые ежегодно проводились в городе, дипломы и грамоты фестивалей и конкурсов областного, регионального, Всероссийского уровня, сборники поэзии и прозы пилигримовцев, исследовательские работы, разработки сценариев, написанные ребятами и даже графика и живопись художественно одаренных участников объединения. Бесценный опыт редакционной коллегии газеты «Пилигрим» (2007-2008 г.г.) получен теми ребятами, которые избрали в качестве будущей профессии журналистику. Не случаен тот факт, что идея создания летописи объединения «Пилигрим» тоже принадлежит его участникам. Поэтому, опираясь на эту форму работы уже с младшими школьниками, со временем я надеюсь добиться не меньшего успеха.

Слайд№5: На слайде вы можете увидеть примерную схему Творческой Мастерской, с которой мы все знакомы. Особенностью методики можно считать вариативность последовательности ее звеньев. Она тесно связана с характером и масштабом проблемы и ожидаемого результата в виде творческого продукта. Главное, чтобы в Мастерской просматривалась некая логическая цепочка действий, приводящих к последовательному решению выделенных задач и обязательно присутствовал момент рефлексии каждого участника Мастерской.

Слайд №6: Создание творческого продукта в рамках творческой мастерской подразумевает групповую работу над выполнением серии заданий, основанных на механизмах деконструкции – реконструкции. Деконструкция – разрушение, разъединение, рассогласование избранных для работы материалов. Реконструкция позволяет из полученных разрозненных частей, элементов создать новое целое: представление, знание, которое нужно предъявить группе или всему классу. Это специально организованная, познавательная творческая деятельность участников Мастерской, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, мотивированностью и сознательностью, результатом которой является формирование познавательных мотивов, субъективно новых для учащихся знаний или способов деятельности.

На слайде представлены кадры Методического совещания ДЮЦ в виде Мастерской, прошедшей в октябре, свидетельствующие о том, насколько интересна эта форма для всех, кто оказывается в поле ее воздействия (учащиеся, родители, сами педагоги)

Слайд №7: На творческих занятиях «Тропинка к себе»  ребята постепенно приобщаются к осознанной групповой деятельности. В результате проведения Мастерской в качестве итогового занятия, у детей появилось желание участвовать в деятельности такого рода, так как Театрализованное представление, которое и было показано в рамках ГМО в феврале 2014 г.(инновационные формы современного урока), создание группового тематического коллажа , наглядного пособия, сказок, рисунков на заданную и свободную тему. Подобная деятельность развивает учащихся творчески, способствует более высокому уровню их саморазвития, повышает интерес к занятиям. При этом осуществляется тесное сотрудничество педагога, ученика и родителей. Дважды в год проводятся открытые уроки для родителей. Ведь в начальной школе связь с родителями при этом обязательна. В форме Творческой мастерской проводилось и родительское собрание в декабре 2013. Тема была весьма актуальной: «Творческий ребенок 21 века». И родители, и дети активно сотрудничали между собой, выполняли творческие задания, делились мнениями, дискутировали и сообща создавали коллаж на заданную тему.

Слайд№ 8:Основной целью в использования данной формы работе с учащимися является: стимулирование развития творческого потенциала младших школьников через развитие и совершенствование навыков сотрудничества и взаимодействия в общей групповой деятельности, создание условий для формирования и развития коммуникативных навыков младших школьников.

Слайд№9: При развитии творческой деятельности учащихся основными задачами педагогов становятся:

Слайд №10: С учётом возрастных особенностей детей используются следующие формы и приемы работы :

   Слайд№11:            Ожидаемым результатом является творческое развитие и личностный рост ребёнка. Таким образом,  работа педагога для ученика имеет следующие результаты:

Слайд№12: Для тех, кого заинтересовала данная форма работы, есть список научно-методической литературы, которая поможет обстоятельно и более подробно познакомится с этой замечательной методикой:

  1. Белова, Е. С. Одарённость малыша: раскрыть, понять, поддержать [Текст]: пособие для воспитателей и родителей.- 3 –е изд. / Е. С. Белова. – М.: Московский психолого – социальный институт: Флинта, 2004. - 144 с.

  2. Н.И. Белова Технология «Педагогические мастерские»

  3. (творческие, французские) (интернет-ресурс)

  4. Карпов, Е. М. Учебно-исследовательская деятельность в школе [Текст] / Е. М. Карпов // Лучшие страницы педагогической прессы. – 2001. - № 6. – С. 54-63.

  5. Психология одарённости: от теории к практике [Текст] / Под ред. Д. В. Ушакова. – М.: - ПЕР СЭ, 2000. – 80 с.

  6. Савенков, А. И. Исследовательская практика: организация и методика [Текст] / А. И. Савенков // Одарённый ребёнок. – 2005. - № 1. – С. 30-33.

  7. Савенков, А. И. Творческий проект, или Как провести самостоятельное исследование [Текст] / А. И. Савенков // Школьные технологии. – 1998. - № 4. – С. 144-148.



Слайд№13: Заключение

              Проведение Мастерских стимулирует мыслительный процесс, направленный на поиск и решение проблемы. Групповая деятельность в условиях Творческой Мастерской требует высокого уровня знаний, в первую очередь от самого педагога, хорошего владения методиками, наличия источников научно-методической литературы, и, вообще, желания углубленно работать с учащимися по данному направлению.

Форма Мастерской позволяет учителю лучше понять психологические особенности школьников, побуждает учащихся к раскрытию собственных способностей и возможностей, что приближает каждого из них к самореализации личности.

  Это нужно, прежде всего, ученикам. А когда их глаза светятся от успеха, это высшая награда деятельности педагога.

Спасибо за внимание!

Предпросмотр онлайн:

Скачать 28.31 Kb

Посмотрите также:

— Виртуальный мастер-класс «Возможности интерактивной доски Interwrite DualBoard»
— Конспект комбинированного урока по ритмике «Сценическое изображение сказки «Репка»»
— Видеоурок для средней и старшей школы «Работа с Интернет-ресурсом padlet.com.»
— Учимся работать в ПО SMART Notebook 14: инструмент "МАСКА"
— Презентация "Как организовать проектную деятельность"