Статья "Применение технологии личностно-ориентированного обучения на уроках изобразительного искусства"

  1. Материалы для учителя
  2. Иностранные языки

Автор материала: Калиякбарова Ардак Бостауовна

Содержимое документа:

Применение технологии

личностно-ориентированного обучения  

на уроках изобразительного искусства

Калиякбарова Ардак Бостауовна

Средняя общеобразовательная школа №26

Изобразительное искусство

Тезис

Обеспечение современного качества образования на основе его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства - главная задача казахстанской образовательной политики, для достижения которого необходимо более полно использовать потенциал изобразительного искусства, как средства формирования и развития творческого, созидательного начала, способствующего гармоничному развитию личности.

Личностно ориентированный подход воздействует на все компоненты системы образования (образовательные и воспитательные цели обучения, содержание обучения, методы и приемы/технологии обучения), способствуя созданию благоприятной для школьника обучающей и воспитывающей среды.

Работы ученых, методистов Афанасьевой Н.А. «Личностный подход в обучении», Лукьяновой М.И. «Теоретико–методологические основы организации личностно ориентированного урока» и концепция личностно ориентированного образования Якиманской И.С., Шогана В.В., помогают разработать личностно ориентированный подход на уроках изобразительного искусства. Цель такого обучения, основной ценностью которого является признание в каждом ученике неповторимой индивидуальности, состоит в создании системы психолого-педагогических условий, позволяющих в едином классном коллективе работать с ориентацией не на «усредненного» ученика, а с каждым в отдельности с учетом индивидуальных познавательных возможностей, потребностей и интересов

Главным элементом технологии личностно ориентированного обучения является создание мотива урока, заинтересованности в нем, желания активно работать. На этом этапе обращаюсь к потребностям, интересам учащихся. Надо помочь ребенку выявить его внутреннюю мотивацию к изучению нового материала и к учению вообще.

Деятельность учителя определяется постановкой целесообразных вопросов, благодаря чему повторяется пройденный материал, учащиеся подводятся к новой теме. Учитель сообщает ее, показывает значимость, противоречивость, выносит на обсуждение, в процессе которого лишь уточняет и конкретизирует предложения учеников.

Приемы совместного целеполагания, используемые на уроках изобразительного искусства :

Решение проблемного вопроса или формирование проблемы на основе жизненного опыта учащихся (заложенное противоречие между знанием и незнанием способствует активизации мыслительной деятельности учащихся и выход на постановку целей). Так, при изучении темы «Виды скульптуры» перед учащимися 5 класса ставится поисковая задача: найти, чем отличается рисунок от скульптуры. Закончить работу позволяют следующие вопросы:- Из каких материалов можно выполнить скульптуру? Рисунок? Как выглядит изображение на листе бумаги? Что значит изобразить в объеме? Чем отличается рисунок от скульптуры?

Использование наглядного образа, объекта (незаконченная схема, таблица, рисунок). Так, при работе над росписью в 6 классе в начале урока учащимся предлагается выбрать на интерактивной доске элементы известных росписей, из оставшихся неизвестных элементов составить композицию, определив тему и цели урока.

«Отсроченная догадка» (предлагается интересный эпизод, содержащий интригу, в ходе фронтальной беседы определяется цель познания). Например, урок в 6 классе по теме «Жанры живописи» начинается с того, что на доске записывается слово - марина. В конце урока ученики должны объяснить значение это слова.«Удивительное рядом» (предлагается яркий текст, сказка, стихотворение, обеспечивающие формирование мотивации и целеполагание в ходе совместной беседы). Например, урок в 5 классе по теме «Цветоведение» начинается с чтения сказки.Жили –были на свете две кисточки-сестрички - черная и белая. Белая была нежная и приветливая, а черная- словно горем убитая. Так и жили сестрицы, изредка появляясь друг у друга в гостях. Обе любили прогуляться среди природы. Там, где появлялась белая, сразу изменялся цвет травы, цветов, неба, бабочек, листьев, становясь…. (дети включаются в работу, объясняют что происходит и почему и т.д) Там, где проходила черная краска, все вокруг приобретало… (дети включаются в работу, объясняют что происходит и почему и т.д)

И вот однажды во владении двух сестер появился странствующий художник. Посмотрел он на работу белой красочки и сказал: «Сколько света и нежности, легкости!». А к черной красочке обратился со словами: «Хоть ты и печальная, и сумрачная, но все же по-своему прекрасна и поэтому нужна людям»! Вы совершенно разные, но вам не прожить друг без друга.

Затем ученики рассматривают произведения художников, отвечают на вопросы.

«Мозговая атака» (используя формулировку темы урока, организовать «мозговую атаку» и выделить цель урока)Актуализация знаний (определить тему урока, организовать фронтальную беседу по определению и формулированию цели познания). Например, в 5 классе при изучении темы «Натюрморт» предлагается рассмотреть на интерактивной доске разные жанры и виды изобразительного искусства ( портрет, пейзаж, скульптура, натюрморт и т.д)- Назовите жанры ИЗО

-Дайте определение каждому известному жанру

-Какое из изображений лишнее? Почему?

-Рассмотрите оставшееся изображение.

- Сформулируйте цель урока. Используйте опорные фразы: познакомиться с …; учиться изображать

«Скрытая ошибка» (на этапе закрепления материала предложить задание со скрытой ошибкой, постановка цели в процессе беседы: что необходимо знать и учитывать, чтобы исключить ошибку). На повторительно-обобщающем уроке по теме «Орнаменты» в 6 классе намеренно допускаю ошибку в космогоническом орнаменте.

«Эпиграф» (учащимся предлагается осмыслить текст, записанный на доске, и придумать, как он может быть связан с новой темой урока). Например, на уроке в 6 классе по теме «Народные мастера» можно записать в качестве эпиграфа строки: «Работа хорошо, если в ней польза и душа. Не то золото, что дорого и блестит, а то, что руками мастера создано». Тема «Применение технологии личностно-ориентированного обучения

на уроках изобразительного искусства», во-первых, радикально меняет взгляд на уже известные технологии, во-вторых, актуализирует технологии, которым не придавалось должного значения. В данном случае речь идет о технологии обучения без насилия, технологии диалогового и рефлексивного обучения.

Результативность системы личностно ориентированного обучения характеризуется 100% успеваемостью и хорошим качеством знаний учащихся.

Применение технологии личностно-ориентированного обучения  на уроках ИЗО способствует индивидуальному развитию, активизации деятельности учащихся, повышает мотивацию к обучению. Личностно ориентированное обучение позволит усовершенствовать знания, умения, навыки каждого ученика, развить творческие способности исходя из их интересов и индивидуальных особенностей. А создание на уроке благоприятных психолого-педагогических условий обеспечит активное стимулирование у учащихся самоценной образовательной деятельности на основе самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями.

Применение технологии личностно-ориентированного обучения

на уроках изобразительного искусства

Обеспечение современного качества образования на основе его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства - главная задача казахстанской образовательной политики, для достижения которого необходимо более полно использовать потенциал изобразительного искусства, как средства формирования и развития эмоционнально-чувственного, творческого, созидательного начала, способствующего гармоничному развитию личности.

В соответствии с Законом РК «Об образовании и требованиями к системе образования», возникает острая необходимость в новых подходах к преподаванию ИЗО в общеобразовательной школе. Это во многом определяет успех возрождения национальной культуры, народных традиций, фольклора, музыки в рамках регионального компонента. Задача современной школы – формировать способность действовать и быть успешным в условиях динамично развивающегося современного общества. Поэтому, стоит задуматься, как сделать процесс обучения более результативным. 

В последние годы личностно ориентированный подход стремительно завоевывает образовательное пространство Казахстана. А это стало возможным благодаря общественно-политическим, экономическим, социальным преобразованиям, произошедшим в нашей стране в последнее десятилетие. Сменились ценностные ориентации, и в качестве самой большой ценности в соответствии с провозглашенными принципами гуманизации и демократизации общества признается свободная, развитая и образованная личность, способная жить и творить в условиях постоянно меняющегося мира. А это может быть достигнуто лишь при личностно ориентированном подходе к образованию и воспитанию, когда учитываются потребности, возможности и склонности школьника, и он сам выступает наряду с учителем в качестве активного субъекта деятельности учения.

Личностно ориентированный подход воздействует на все компоненты системы образования (образовательные и воспитательные цели обучения, содержание обучения, методы и приемы/технологии обучения), способствуя созданию благоприятной для школьника обучающей и воспитывающей среды.

Работы ученых, методистов Афанасьевой Н.А. «Личностный подход в обучении», Лукьяновой М.И. «Теоретико–методологические основы организации личностно ориентированного урока» и концепция личностно ориентированного образования Якиманской И.С., Шогана В.В., помогают разработать личностно ориентированный подход на уроках изобразительного искусства. Цель такого обучения, основной ценностью которого является...

Предпросмотр онлайн:

Скачать 86.38 Kb

Посмотрите также:

— Методика развития познавательного интереса у учащихся в курсе ОРКСЭ
— Авторское представление кружка ИЗО художник «Радуга»
— Презентация к внеклассному мероприятию с элементами изобразительной деятельности «Тагильский подносный промысел»
— Презентация: внеклассное мероприятие с элементами изобразительной деятельности «Камнерезное искусство Урала»
— Урок «Актеры театра французского классицизма». МХК, «Искусство Европы XVII века»