"Воспитание воли у учащихся-музыкантов"

  1. Материалы для учителя
  2. Начальные классы

Автор материала: Мозгалева Татьяна Николаевна

Содержимое документа:

Воспитание воли у учащихся-музыкантов.



Волю часто ассоциируют с такими свойствами человека, как решительность и твердость поведения, быстрота и определенность в принятии решений, высокая энергетика практических действий. Это, можно сказать, одни «ипостаси» воли. Есть и другие, которые обнаруживают себя в неуклонной последовательности, настойчивости и упорстве, с которыми принятые решения (они могут приниматься неспешно, исподволь, после глубоких и трудных раздумий) реализуются, претворяются в жизнь.

Профессия музыканта требует не только больших затрат времени, сил, нервной энергии, но и предполагает логичную организацию работы, рациональное использование творческих потенций, устремленность в ходе работы в нужном направлении. «Всякое волевое действие является целенаправленным действием», - писал С.Л.Рубинштейн. Поэтому очень важно научить учащегося вырабатывать свои волевые качества. «Железная воля», о которой говорил П.И.Чайковский, умение «заставить себя» делать то, что необходимо на данный момент, - все это особенно важно для представителей музыкально-исполнительских профессий.

Формирование волевых качеств у учащихся-музыкантов происходит на протяжении всего периода обучения музыке, начиная со школьной скамьи и заканчивая временем обучения в вузе. Действия педагога в формировании волевых качеств могут либо способствовать, либо мешать и поэтому требуется гибкая, индивидуально ориентированная, продуманная педагогическая стратегия и тактика.

Так, авторитарный, жестко «директивный» стиль работы преподавателя, основанный на примитивной формуле «делай как я» вредит становлению-развитию воли учащегося. Такой стиль педагогической деятельности ведет к затормаживанию индивидуально-личностных качеств учащегося, к подавлению активного, волевого начала в его действиях. Волевое начало в человеке находится в сложном, практически неразрывном психологическом взаимодействии с такими качествами, как энергия, инициативность, предприимчивость, поэтому активность и воля не могут быть дифференцированы. А.В.Петровский указывает, что воля – это «особая форма активности личности, особый вид организации её поведения». Другие ученые указывают на то, что взаимоотношения между волей и психической энергетикой (активностью) человека строятся по формуле кольцевой зависимости: одно дает толчок другому, усиливает другое, порождая особый синергический эффект. Это положение имеет важное значение. Энергия духа, психическая активность, помноженные на волю, создают реальные психические условия, необходимые для продуктивной творческой деятельности.

Напряженность мысли, наэлектризованность чувств, особая возбужденность, растревоженность душевных состояний, которые являются «толчками», импульсами творчества – все это атрибутивные свойства психики творческого человека.

Необходимо поощрять самостоятельные, творчески независимые поиски учащихся в ходе учебной работы - это будет сопряжено с активизацией волевого начала, целеустремленности, настойчивости, вкуса к преодолению трудностей.

Не менее существенно в учебной работе доводить все начатое до логического завершения, когда что-то остается недоделанным и брошенным на полпути, воспитанию воли наносится серьезный урон: воля учащегося размагничивается, атрофируется. Небрежность, неряшливость – явления одного порядка. При этом необходимо не только реализовывать в ходе практической работы все то, что намечено, а делать это «по максимуму».

Необходимо рассмотреть еще один ракурс проблемы: «воля – настойчивость – упрямство». Упрямство в его «чистом виде» встречается обычно у детей и подростков либо, если говорить о взрослых, у людей с недостаточно богатыми интеллектуальными ресурсами. Это может быть явление возрастного порядка, последствия неправильного воспитания или врожденные, либо приобретенные свойства характера. Е.А.Климов характеризует упрямство как «временное состояние душевного неблагополучия, выражающееся в демонстративном поведении, приобретающим форму протеста, сопротивления, категорического несогласия». (Климов Е.А., 1999). В любом случае упрямство, неуступчивость в мелочах есть качество отрицательное. Напротив, воля, настойчивость в достижении цели и преодолении профессиональных барьеров, гибкость во взаимоотношениях с окружающими и самим собой – характеристики интеллектуально развитой личности. Одно необходимо для другого: воля требуется для реализации интеллекта, интеллект направляет и рационализирует волю.

Психологи делят волевые феномены на простые и сложные. Простые встречаются в самых обычных, будничных ситуациях, когда выполнение определенного задания происходит без лишних раздумий, рефлексий, почти автоматически. Сложное волевое действие – это комплекс действий, «цепочка», процесс. Такие действия-процессы связаны с жизненно-важными для индивида стратегическими проблемами, целями, смыслами. Во-первых, непросто бывает принять то или иное решение. Возникают разного рода психологические коллизии, сомнения, страхи, неуверенность в себе, которую надо преодолеть. Во-вторых, принятое решение обязывает к соответствующей деятельности, которая требует огромных затрат нервной энергии, физических и психических ресурсов, это каждодневный и упорный труд.

Музыкант продолжает себя в своей творческой практике, самовыражается в ней. Его волевые качества накладывают ясно видимый отпечаток на его деятельность. Поэтому, прикладывая самые большие волевые усилия для достижения успеха, человек одновременно закаляет свою волю, тренирует её, стимулирует развитие систем саморегуляции в единстве их энергетических и содержательно-смысловых компонентов.

Предпросмотр онлайн:

Скачать 12.44 Kb

Посмотрите также:

— "А.Блок и А.Ахматова в вокальной музыке XX века"
— Системное изучение искусств на уроках фортепиано
— Статья по предмету музыка "Внедрение ФГОС на уроках музыки"
— Формирование гражданственности и патриотизма начинается с детства.
— Школьные годы с музыкой