ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОНАЯ РАБОТА Тема: Роль педагогического мастерства воспитателя в обогащении содержания сюжетно-ролевых игр детей старшего дошкольного возраста

  1. Материалы для учителя
  2. Доп. образование

Автор материала: Мойсей Инга Александровна

Содержимое документа:

ПРИДНЕСТРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

им. Т.Г. ШЕВЧЕНКО


ФАКУЛЬТЕТ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ


КАФЕДРА ДОШКОЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И СПЕЦИАЛЬНЫХ МЕТОДИК




Допущена к защите

Пр.№____ от ______________

Зав.каф., доц.________Гелло Т.А.









ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОНАЯ РАБОТА



Тема: Роль педагогического мастерства воспитателя в обогащении содержания сюжетно-ролевых игр детей старшего дошкольного возраста



Мойсей И.А.

Направления 44.03.01 Педагогическое образование

Профиль Дошкольное образование

курс V, группа

форма обучения: заочная


Научный руководитель:

к.п.н., доцент

Скитская Л.В.




г. Тирасполь, 2017

Содержание:


Введение…………………………………………………………………………..3

Глава I. Теоретические основы изучения роли педагогического мастерства воспитателя в обогащении содержания сюжетно-ролевых игр детей старшего дошкольного возраста

1.1 Понятие и характеристика сюжетно–ролевой игры………………………..7

1.2 Сущность понятия «педагогическое мастерство»……………………….16

1.3 Влияние педагогического мастерства воспитателя на обогащение сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста…………………………25


Глава II. Экспериментальное исследование влияния педагогического мастерства воспитателя на обогащение содержания сюжетно-ролевых игр детей старшего дошкольного возраста

2.1 Цель, задачи и организация экспериментального исследования…………32

2.2 Выявление роли педагогического мастерства воспитателя на развитие содержания сюжетно-ролевой игры у детей старшей группы (констатирующий этап эксперимента)…………………………………………33

2.3 Организация работы по повышению педагогического мастерства обогащению воспитателя в обогащении содержания сюжетно-ролевых игр детей старшего дошкольного возраста (формирующий этап эксперимента)…………………………………………………………………..40

2.4 Проверка эффективности проделанной работы на формирующем этапе эксперимента (контрольный этап эксперимента)……………………………..47

Заключение……………………………………………………………………...54

Библиографический список…………………………………………………..57


Введение

В отечественной психологии и педагогике игра рассматривалась А.В. Запорожецем, А. Н. Леонтьевым, Д. Б. Элькониным, Л. А. Венгер, А.П. Усовой и др. как деятельность, имеющая важное значение для развития ребенка дошкольного возраста: в ней происходит ориентация в отношениях между людьми, овладение первоначальными навыками кооперации.

А.В. Сухомлинский писал: «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Вместе с тем в настоящее время исследователи Р.А. Иванкова, Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова отмечают, что в детском саду наблюдается «вытеснение» игры учебными занятиями, студийной и кружковой работой. Игры детей, особенно сюжетно-ролевые, бедны по содержанию, тематике, в них отмечается многократная повторяемость сюжетов, преобладание манипуляций над образным отображением действительности.

Причины такого положения с игрой, объясняют Н.Я. Михайленко и Н.А. Короткова, прежде всего, связаны с переходом отечественной дошкольной педагогики на новый этап развития. Сегодня в жизни современного дошкольника появилось много источников знаний (компьютерные программы, планшеты, мобильные телефоны, телевидение и другие технические средства). В педагогическом процессе детского сада давно выделены обучающие занятия, на которых решаются интеллектуальные и иные задачи. Все это позволяет сюжетно-ролевой игре «освободиться» от чисто дидактической функции «проработки» знаний.

Согласно современным психолого-педагогическим исследованиям, сюжетно-ролевая игра, как и любая другая человеческая деятельность, возникает у ребенка не спонтанно, сама собой, а передается другими людьми, которые уже владеют ею – «умеют играть». Ребенок овладевает игрой, втягиваясь в мир игры, в мир играющих людей. Естественным путем это происходит, когда ребенок входит в разновозрастную группу, включающую в себя несколько поколений детей. Дети в таких разновозрастных группах обладают разным уровнем игры: старшие дети используют все возможные способы построения игры, а младшие дети подключаются на доступном уровне, проникаясь в целом «духом игры». Постепенно дети накапливают игровой опыт – и в плане игровых умений, и в плане конкретной тематики; становясь старше, они уже сами становятся «носителями игры», передающими ее другому поколению младших детей. В этом и заключается естественный механизм передачи игровой культуры.

У современного дошкольника существует мало шансов приобрести их таким образом, поскольку неформальные разновозрастные группы в настоящее время – большая редкость. Раньше они существовали в виде дворовых сообществ или группы братьев и сестер разного возраста в одной семье. Сейчас дети разного возраста сильно разобщены. В детском саду дети подбираются в группу по одновозрастному принципу, в семьях чаще всего только один ребенок, а дворовые и соседские сообщества становятся редкими из-за чрезмерной опеки взрослыми дошкольников и занятости дошкольников в специализированных кружках и т. п. Одними из главных факторов разобщения детей являются телевизор и компьютер, за которыми они проводят много времени.

Бурное развитие системы дошкольного воспитания и современное общество, особая значимость дошкольного периода жизни в становлении и развитии личности предъявляют повышенные требования к уровню профессиональной подготовленности воспитателя, вызывают необходимость постоянно совершенствовать его педагогическое мастерство. Педагогическое мастерство — это высший уровень педагогической деятельности, проявляющийся в творчестве педагога, в постоянном совершенствовании искусства обучения, воспитания и развития человека. Педагогическое творчество рассматривается как состояние педагогической деятельности, при котором происходит создание принципиально нового в организации учебно-воспитательного процесса, в решении научно-практических проблем. Важнейшей частью педагогического мастерства являются профессиональные знания и умения. Постоянная работа над собой, стремление к собственному росту, воспитание себя — вот единственный путь жизни воспитателя. Известна мысль Л. Н. Толстого о том, что дело воспитания от того только и кажется трудным, что люди, не воспитывая себя, хотят воспитать других. Педагоги дошкольных образовательных учреждений всегда отличались восприимчивостью ко всему новому. Развитие общеобразовательной практики способствует проявлению творческого, инновационного потенциала всех работников системы дошкольного образования. Важнейшие компоненты основ педагогического мастерства — профессиональные знания воспитателя, его профессионально-гуманистическая направленность, педагогические способности, педагогическая техника и педагогическая технология, его духовно–нравственные принципы, основанные на традициях народного воспитания.

Актуальность вопроса определяется, прежде всего, тем, что в современном детском саду чаще всего уделяют большое внимание материальному оснащению игры, а не развитию самих игровых действий и формированию у детей игры как деятельности. Для того чтобы осуществлять адекватные педагогические воздействия по отношению к сюжетно-ролевой игре детей, воспитателям необходимо хорошо понимать ее природу, иметь представления о специфике ее развития на протяжении дошкольного возраста, а также уметь играть с детьми. Последнее, как утверждают современные исследования Н.Я Михайленко, Н.А. Коротковой, особенно важно в плане обогащения сюжетно-ролевых игр детей дошкольного возраста. И как показывает опыт методической работы, современные воспитатели не осознают в полной мере свою роль в обогащении сюжетно-ролевых игр современных дошкольников.

Поэтому перед нами встала проблема определения роли воспитателя в обогащении сюжетно-ролевых игр старших дошкольников. Всё вышесказанное послужило выбором темы исследования: «Роль педагогического мастерства воспитателя в обогащении содержания сюжетно-ролевых игр детей старшего дошкольного возраста».

Объект исследования: процесс обогащения содержания сюжетно-ролевых игр детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: педагогическое мастерство воспитателя как условие обогащения содержания сюжетно-ролевых игр детей старшего дошкольного возраста.

Объект и предмет определили цель исследования: выявление влияния педагогического мастерства воспитателей на процесс обогащения сюжетно-ролевых игр детей.

Гипотеза исследования: повышение педагогического мастерства воспитателя будет способствовать обогащению содержания сюжетно-ролевых игр детей старшего дошкольного возраста при следующих условиях:

Задачи исследования:

  1. Охарактеризовать сюжетно-ролевую игру и ее воспитательное значение в развитии дошкольника

  2. Определить содержание и формы работы с воспитателями в русле обогащения содержания сюжетно-ролевых игр

  3. Экспериментальным путем проверить эффективность работы с воспитателями, посвященной повышению их педагогического мастерства по обогащению сюжетно-ролевых игр старших дошкольников.

Методы исследования: изучение литературы, анкетирование, тестирование, индивидуальная беседа, наблюдение, психолого-педагогический эксперимент.

Методологическую основу исследования составили работы Р.И. Жуковской, А.П. Усовой, Д.В. Менджерицкой о сюжетно-ролевой игре и её педагогическом значении в развитии ребёнка; Н.Я. Михайленко, Н.А. Коротковой, А.К. Бондаренко, А.И. Матусик об особенностях развития сюжетно-ролевых игр детей старшего дошкольного возраста; Е.И. Тверитиной, Л.С. Барсуковой и др. о руководстве сюжетно-ролевыми играми дошкольников; Ю.П. Азарова о сущности педагогического мастерства.

Предпросмотр онлайн:

Скачать 272.75 Kb

Посмотрите также:

— Театрландырылған қойылым арқылы, балалардың ынтасын, олардың көру, есту және ойлау қабілеттерін дамыту
— Білім беру саласы: шығармашылық "сурет салу" 37 бет
— І кіші топқа арналған оқу қызметі бойынша ұйымдастырылған жұмыс жоспары.
— ПРОЕКТНАЯ РАБОТА "О ВРЕДЕ КОКА- КОЛЫ"
— Тема урока: ПЕРЕСПЕКТИВАЛЫҚ – ТАҚЫРЫПТЫҚ ЖЫЛДЫҚ ЖОСПАР